П: Когда вы впервые услышали электронный звук и когда заинтересова-
лись нетрадиционными инструментами?
М: Я думаю, что в первый раз это было на концерте Херберта Дойча. В январе 1964-г
он давал концерт, в котором звучали как традиционные, так и электронные инструме
ты,—
П: И Вам тогда было*.
Имя Роберта Муга вошло в историю современ-
ной музыки как синоним
слова “ синтезатор” .
Встретиться с этим чело-
веком - несбыточная
мечта любого музыканта.
Общение с ним казалось
мне чем-то сродни кон-
такту с гуманоидом. Кто
же он в действительнос-
М: 30 лет.
П: В это время вы уже работали с электроникой?
М: Да, я был тогда инженером.
П: До вас электронные инструменты использовали только в эксперимен-
тальной музыке?
М: Возможно, какие-то электронные звуки могли быть в популярной музыке, но это
мало кого интересовало. Публика увлеклась этим в 1967 или даже в 1968 году.
П: Вы встречались с русским изобретателем Усачевским, жившим в Амер!
ти, этот человек, превра-
тивший напряжение эле-
М: Да, я довольно часто встречался с ним в Обществе Аудиоинженерии. В 50-е годы
он работал в Америке: склеивал кольца из кусочков магнитной пленки и, микшируя i
друг с другом, записывал трэки.
П: Я слышал музыку Усачевского и заметил некоторое сходство с соврем«
ным амбиентом. Она хорошо бы вписалась в альбом "Selected Ambient
Works Vol 2" (Aphex Twin). Интересно, а как реагировали на его произве
дения в те годы?
М: Сначала все это было похоже на технологические эксперименты. Но уже к 60-м го
дам электронная музыка приобрела небольшую аудиторию в Соединенных Штатах.
Были даже композиторы, которых интересовало то, что мы называли "пленочной му-
зыкой".
ктрического тока в зву-
ки?
ПТЮЧ встретился с Робертом Мугом в Москве,
куда он приехал, чтобы
почтить память праотца
электронных инструмен-
тов - русского изобрета-
теля Льва Термена. Боб
Муг (так его называют
друзья) оказался про-
стым и общительным.
Немного
истории
Работая в 1963 году над своей диссер-
тацией по физике, Муг продавал са-
модельные транзисторные терменвок-
сы. Одним из клиентов Муга был ком-
позитор Херберт Дойч. Они часами
рассуждали о необходимости созда-., . , >
П: Помните, вы рассказывали о своем первом синтезаторе и упомянули и
струмент, который был продемонстрирован в Италии двумя людьми. Оди
из них, кажется, был русским изобретателем.
..
М: Это был Паоло Кетов. Вместе с американцем Джоном Итоном он создал синкет,
т
струмент, в котором контроль напряжения (voltage control) еще не использовался так
систематично, как это делал я при конструировании своего синтезатора.
П: Создается впечатление, что в изобретении электронных инструментов
русские сыграли большую роль.
М: Ничего не поделаешь: Паоло Кетов разработал несколько оригинальных электро-
музыкальных инструментов; Усачевский вообще считается крестным отцом всей элек-
тронной музыки в Соединенных Штатах.
.
П: А что же Штокгоузен?
М: Ну, это в Германии! Штокгаузен имел студентов и коллег в Германии, Пьер Шеф-
фер в Париже, а Усачевский - в Нью-Йорке. А на меня лично очень большое влияние
оказал Лев Термен. У него удивительная судьба. В 30-е годы он работал в Америке, н
после изобретения терменвокса, когда он стал всемирно известным, КГБ похитил его,
чтобы вернуть в СССР и заставить работать в секретных лабораториях. Я, как и многи«
полагал, что он погиб, но, к счастью, все сложилось иначе. В 1989 году я встречался d
ним во Франции, в Бурже.
П: Да, все это очень интересно. Среди людей, которые строили синтезато-
ры на Западе, были и есть русские. Например, Петр Зиновьев - основател
и владелец знаменитой английской фирмы EMS. А также фирма Serge, ко-
торую основал Сергей Черепнин.
М: О да! Иван и Сергей Черепнины - это же сыновья Александра Черепнина, русского,
композитора. У Сергея своя фирма в Англии. Его синтезаторы, конечно, отличаются d
ния новых электронных инструментов,
основанных на достижениях транзис-
торной технологии. В июне 1964 года
оба стали работать над электронными
схемами. И уже к концу августа у Муга
появился первый прототип. Принци-
пом работы этого прототипа было ис-
пользование "электро-музыкальных;
модулей, управляемых напряжени
ем", иными словами, использовани«
контролируемых генераторов и филь-|
тров. Это позволяло исполнителю со-
здавать звуки путем соединения MO-I
дулей электрическими проводами и)
вращения ручек
Сначала новая "машинка" не пользо-
валась особенной популярностью.|
Никто из знаменитых музыкантов н
рисковал продемонстрировать мощь|
первого синтезатора. Но в 1968 год;
мечта Муга осуществилась: была за
писана знаменитая пластинка!
"Switched-On Bach"', музыка Баха в
исполнении Вальтера Карлоса на син-
тезаторе. Благодаря огромному успеху
этого релиза Муг получил возмож-
ность разрабатывать другие синтеза-
торы. Вскоре появились Moog System
35 и MiniMoog.
Сейчас Роберт Муг возглавляет фирму
Big Brian ((704) 251 0090).
тех, которые производила Moog Music в 60-х и 70-х, но они тоже очень интересные;
Его брат Иван преподает электронную музыку в Гарвардском университете.
П: Меня очень позабавила история с синтезамром^который разраб
крупная телефонная компания RCA.
Г*7П
ОТТ
т
предыдущая страница 80 ПТЮЧ 1997 05 читать онлайн следующая страница 82 ПТЮЧ 1997 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст