> Похоже, мода на суперроскошные блокбасте-
ры по мотивам дешевых комиксов из привок-
зальных киосков уже прошла. И в самом деле,
сколько можно?
Когда в 80-е годы появлялись странные сказки ти-
па «Бэтмэн», это было смешно и приятно. Но сей-
час грандиозный идиотизм «Людей Икс» вызыва-
ет лишь подозрение: «А не принимают ли голли-
вудские продюсеры нас, зрителей, за полных кре-
тинов?» Разумеется, всегда найдутся поклонники
голливудского мусора, завороженные грандиозно-
стью сумм, выброшенных на постановку и рас-
крутку фильма-пустышки. Но это уже не модно.
Время кинокомиксов ушло. Те, кто после «Людей
Икс» еще надеялись на режиссеров-радикалов,
окончательно разочаровались после просмотра
свежей работы Брайана Юзны. Сам Юзна, автор
кэмп-шедевров «Невеста реаниматора» и «Воз-
вращение живых мертвецов-3», сподвижник Стю-
арта Гордона, один из «пяти величайших мастеров
дурного вкуса», не смог справиться с экранизаци-
ей порнокомикса David Quinn's Faust!.
. Комикс был
черно-белым, но фильм получился до неприличия
цветным. Комикс был стремительным и циничным,
фильм получился вялым и глупым. Глупость - не-
важная замена цинизма. Скучное, утомительное
зрелище, напоминающее разом Spawn, Blade,
«Ворона» и «Вампиров» Карпентера.
.. Те фильмы
были плохи, но в них, по крайней мере, можно бы-
ло увидеть интересные дизайнерские идеи и ори-
гинальную работу камеры, а тут.
..
Но тогда возникает вопрос: а что же смотреть?
Ответ прост - экранизации компьютерных игр.
Подходы к новой моде были проложены лет 10 на-
зад экранизациями игр Nintendo. Эта новая волна
начиналась с забавных попрыгушек Super Mario
Bros., Street Fighter и Mortal Combat, но сейчас
фильмы-драки сменились почти стильным экш-
ном Tomb Raider. В самом деле, «Лара Крофт -
расхитительница гробниц» был разыгран не без
элегантности. Конечно, приключения Лары Крофт
- всего лишь фильм переходного периода, он не-
полноценен и пытается делать вид, будто предла-
гает нам полюбоваться еще одной серией при-
ключений Индианы Джонса. Но этот фильм - все-
го лишь попытка освоить новую территорию.
Однако сразу после этого мэйнстримовского раз-
влечения, битком набитого голливудскими клише,
на экраны вышла по-настоящему оригинальная
японская штучка Final Fantasy. Этот фильм полно-
стью свободен от условностей нашего старого ми-
ра, и безумная спираль действия раскручивается
исключительно в виртуальных вселенных. По сю-
жету это что-то вроде старомодного Titan А.Е., но
по стилю и темпу - прямой потомок экстремаль-
ных анима-манга, которые по-прежнему популяр-
ны у поклонников bizarre movies, ведь анима - бы-
стрые рисованные ленты, а не постановочные дра-
мы с живыми и потными звездами. Да, это новый
шаг к свободе, хотя только один из первых шагов.
Следующим этапом станет освобождение от пси-
хологии и ее замена мифологией, как и должно
быть в настоящем постсовременном искусстве.
Японцы поняли это уже два года назад, а амери-
канцы, как всегда, отстают от них на пару прыж-
ков. Голливудские магнаты еще не освоились с но-
выми веяниями и пытаются загнать новый жанр в
рамки привычного комиксового действия.
Примеров подобной интеллектуальной трусости
достаточно. Параллельно с работой над Final
Fantasy американцы мастерили экранизацию иг-
ры Dungeons & Dragons, однако представили нам
довольно обыкновенный фэнтези, красивый и ув-
лекательный, не более того. Дело простое:
фильм устарел уже на уровне проекта.
Почти та же история произошла с Resident Evil.
Джорджо Ромеро 5 лет искал деньги на постанов-
ку этого zombie-shocker, в прошлом году нашел,
начал съемки и был отстранен от режиссуры
студией. Его проект был назван «бесчеловечным и
бессмысленно жестоким», он показался слишком
веселым, циничным и «грязным». Вероятно, как
только японцы начнут работу над экранизацией иг-
ры Клайва Баркера Undyied, Голливуд спохватит-
ся, опять бросится догонять, и вслед актуальным
японским фильмам на экраны обрушится rip-off
старого доброго «Рассвета мертвецов», слегка за-
маскированного под культовую РС-стрелялку.
Впрочем, будем справедливы - и в Америке есть
талантливые ребята, ловящие моду в момент ее
подъема. Я, конечно, имею в виду Уэса Крейвена,
ухитрившегося за свою карьеру три раза перевер-
нуть коммерческий хоррор с ног на голову - в 70-
е с «Последним домом слева», в 80-е с «Кошма-
ром на улице Вязов» и в 90-е с «Криком». Журна-
листы приписывали славу трилогии «Криков»
сценаристу Кевину Уильямсону, но после несколь-
ких позорных провалов уильямсоновских затей
ясно, кто был виртуозом, а кто ноты переворачи-
вал. И вот опять Крейвену не спится - маэстро го-
товит бомбу, которая в очередной раз встряхнет
хоррор. Очередным проектом стала киноверсия
компьютерной игры American McGee’s Alice, воль-
ная
переработка сюрреалистической сказки
Льюиса Кэррола. То, что история сумашедшей
Алисы, вернувшейся в потемневшую от ужаса
Страну Чудес с ножом в руках, может быть отлич-
ным материалом для фильма, Крейвену было яс-
но с самого начала. Так что нас ждут прекрасные
времена. Компьютерные игры, уже обернувшиеся
романами «по мотивам» и компактами саундтре-
ков, выйдут наконец на экран, заняв достойное
место в наших групповых сновидениях.
ПТЮЧ Connection 11 2001
75
предыдущая страница 70 ПТЮЧ 2001 11 читать онлайн следующая страница 72 ПТЮЧ 2001 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст