Ш
'
эксплуатация
детского труда
нищета
наркомания
воровство
для беспамятных
ия
проституция
жество
дети - жертвы пороков
Монумент сразу стал достопримечательностью
Москвы. Особенно полюбили его школьники и
пенсионеры. Один за другим останавливаются
экскурсионные Икарусы. Экскурсанты берегут си-
лы, смотрят все больше на часы: впереди еще
Храм Христа Спасителя. Буквально за рукав я ус-
пел поймать пенсионерку Валентину Дмитриев-
ну. «Вам понравилась композиция? - Конечно, я
вообще много лет езжу по экскурсиям. Люблю
разные скульптуры смотреть. В композиции мне
понравилась, как это сделано все подряд, как
фигуры стоят», - и Валентина Дмитриевна юрк-
нула в автобус. С брезгливостью освободил ру-
кав от моих цепких пальцев десятиклассник Ан-
дрей. И ему монумент понравился: «Фамилию
скульптура я, к сожалению, забыл, хотя в автобу-
се говорили. Из скульптур запоминается толстяк
с вином. Это, видимо, аллегория. Толстый такой,
потому что вино пьет». Я почти бегом отправил-
ся в Храм Христа Спасителя. Но опоздал. Не те,
школьники, не те пенсионеры. Или другие у них
стали лица. Хотел узнать мнение батюшки, но
найти свободного батюшку в Храме Христа Спа-
сителя по силам лишь святому мученику.
С грустью я возвращался к метро, и на Большой
Ордынке заглянул в церковь «Всех скорбящих Ра-
дость». В углу батюшка Игорь Ефимов, в очках и
с каланчу ростом, небрежно благословлял ста-
рушку. Следующим пристроился я. Благословив-
шись, спросил мнение о монументе. Батюшка
протер очки: «Установили монумент, по моему
мнению, чтобы занять иностранных туристов. А
вообще православная церковь против. Не нужно
изображать плохое. Душа должна отвращать все,
что ей нехорошо. Например, если человек дуреет
от вина, ему плохо становится, зачем тогда чело-
веку выпивать? То же и с памятниками. В жизни
все должно быть нормально, благообразно, бла-
гочинно. А тут рядом с Кремлем какие-то страши-
лища-чудища, морды какие-то. Тошнотворно мне.
Сквер, я считаю, осквернили».
Пороки, чтобы не разбежались по городу, тща-
тельно охраняют. Окружили высоким забором с
воротами, на ночь вешают тяжелый замок. Прогу-
ливается дворник с метлой. У ворот дежурят Жи-
гули шестой модели, внутри в засаде не спит ма-
ленький усатый милиционер: «Где ваш документ?
Ты кто, студент? - Я не студент. Я пишу про мону-
мент. Может, интервью дадите?» Милиционер по-
качал головой. «А что вы здесь охраняете? - Мо-
нумент охраняем. Цветной металл, бронза - могут
спилить. - А почему другие памятники не охраня-
ют?» Милиционер угрожающе зашевелил усами:
«Ты думаешь, мне нравится здесь стоять? Я бы
лучше там стоял», - и милиционер неопределен-
но махнул рукой в сторону Водоотводного канала.
«А вы монумент смотрели? - Не смотрел, не люб-
лю искусство», - милиционер забрался в автомо-
биль и злобно хлопнул дверцей. Лишь дома, в
уютном интернете, я понял, почему монумент ох-
раняют. Злая доля постигла другое произведение
М.Шемякина - памятник архитекторам-перво-
строителям. Питер недаром называют «бандит-
ским». Недоброжелатели скульптора, охотники за
цветным металлом, сначала отпилили бронзовый
стул, потом стол весом в 400 кг.
С утра я договорился об интервью по поводу по-
роков с художником Сергеем Шутовым, но вече-
ром по телефону Сергей извинился: «Вы знаете, я
подумал над темой, сказать абсолютно нечего».
Р.Э.: Мне памятники очень понравились.
ПТЮЧ Соппесйоп 12 I 2001
29
предыдущая страница 28 ПТЮЧ 2001 12 читать онлайн следующая страница 30 ПТЮЧ 2001 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст