ПТЮ Ч сок^єстіам | О І
" 0 2
|
0 3
Д Е Т А Л И
Т
р а д и ц и о н н о е з и м н е е м е р о -
п р и я т и е , я р м а р к а « А р т - М а -
Н Е Ж » , П Р О И С Х О Д Я Щ А Я В
Ц В З
М
а н е ж , з а с е м ь л е т с ы щ е с т -
В О В А Н И Я , Н А К О Н Е Ц , О П Р Е Д Е -
Л И Л А С Ь В С В О Е М И М И Д Ж Е .
П
р а в д а , е г о о т с у т с т в и е р а -
д о в а л о Г О Р А З Д О Б О Л Ь Ш Е .
Текст и фото:
О ксана Саркисян
Манежная ярмарка всегда вызывала резкие
отзывы по поводу несовершенного отечест-
венного арт-рынка. Тем не менее, ей удалось
стать самым праздничным событием в мос-
ковской художественной жизни, где собира-
ется вся арт-тусовка на грани между низким
и высоким, современным и антикварным,
чтобы составить мнение о текущем состоя-
нии общественного заказа на искусство.
Ведь лишенное художественной позиции ис-
кусство Манежа - просто салонная живопись для укра-
шательства стен над диванами. И сама ярмарка - скорее
социальное исследование предпочтений потребителей,
чем рынок реального искусства, которое в Манеже дер-
жит оборону на отвоеванных у администрации метрах не-
коммерческих проектов.
Времена веселой и шумной толпы диких художников, от
пола до потолка плотно завешивающих стены выставоч-
ных стендов, прошли. Хаос и беспричинное веселье то-
же. Специальный проект прошлых лет - искусство в ин-
терьере - явно пошел на пользу нашему салонному ис-
кусству. Они как-то причесались, поняли, что для удач-
ной продажи лучше иметь поменьше, да более стильно-
го, поставили на своих стендах икебаны из цветов и фру-
ктов и даже соорудили что-то типа экспозиции. Я даже
растрогалась вначале. Но в этом году предложенные уст-
роителями условия явно играли на руку салону против
современного искусства.
Живопись, ставшая в последнее время модной в миро-
вом художественном контексте, привлекла внимание и
устроителей Манежа. У нас-то, в отличие от Запада, где
в художественных вузах студенты работают с видеокаме-
рой и компьютером, до сих пор главным предметом оста-
ется академический рисунок. Мы-то не знаем, что такое
живопись! И у вас там мода, а мы, хоть и не имеем к это-
му никакого отношения, потому что у нас вообще другая
история, все-таки тоже модные. И, что самое удивитель-
ное, модные без рассуждений, без упоминания пробле-
матики современной живописи. Удивительно, но в Мане-
же не было даже духа неоакадемизма.
Современное искусство монопольно представлял Влади-
мир Овчаренко, владелец галереи «Риджина» и член орг-
комитета ярмарки. Опять же ссылка на Запад - вместо
компетентного жюри, которое отбирает галереи на яр-
марку, готовит спецпроекты, всесторонне представляя
тему ярмарки и предлагая покупателю экспертное мне-
ние о ценности художественного товара, у нас олигарх
Овчаренко для порядка проводит пару некоммерческих
проектов, которые только оттеняют его сверхсовремен-
ную по дизайну, просторную, в отличие от других боксов,
галерею. Я так и не нашла никакой позиции организато-
ров по поводу современной живописи. Экспозиция само-
го Овчаренко оставалась коммерческим магазином, где
были представлены художники, с которыми он непосред-
ственно работает и которых продает. Пафосный слоган
«Искусство из первых рук» намекало только на руки са-
мого Овчаренко, и разноцветные, как тюбики красок, мо-
тоциклы из поролона художника Сергея Шаховцова были
проданы одному очень известному политическому лиде-
ру благодаря личному авторитету Владимира Овчаренко.
Наталья Стручкова. Садово-Триумфальная площадь
ПЕРЕХОДНЫЙ
16
предыдущая страница 14 ПТЮЧ 2003 01 читать онлайн следующая страница 16 ПТЮЧ 2003 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст