Николай Полянский
Сергей Ш аховцов
Ирина Затуловская. М ирская яичница
ПЕРИОД
Кураторские спецпроекты представляли бьющихся в ис-
терике художников, которые давно уже отказались ис-
пользовать живопись. Веб-художник Наташа Стручкова
красит маслом двухметровый квадратный холст. Я ее ви-
дела, с непривычки ей было очень плохо после недели
работы. С точки зрения значимости этого эксперимента
его сложно переоценить. Пиксельная живопись может
быть сегодня только иллюстрацией тенденции. Вот Стас
Шурипа, работ которого не было на ярмарке, преуспел в
этом направлении гораздо больше. Известный журна-
лист Федор Ромер приглашает ландшафтного художника
Николая Поллиского, который достраивает реальные
пейзажи в окрестностях Угры, Парижа и т.п. странными
башнями или снеговиками. В Манеже, вместо того, чтобы
честно представить свои импрессионистические фото-
графии, он устраивает аттракцион, выстраивая башню из
живописных полотен, эскизность которых оправдывается
тем, что живопись художник вот уже лет десять как не
практиковал.
Самый главный некоммерческий проект «Манеж: 40 лет
нонконформистского искусства» известного историка ис-
кусств Евгения Барабанова - ревизия представлений о
музейнопризнанных шестидесятниках - демонстрировал
эталон некоммерческой выставки в рамках арт-ярмарки.
Собранная из частных коллекций и запасников Третья-
ковки выставка находит новые параллели и взаимосвязи
в эстетических поисках той эпохи, показывает в новом
ракурсе давно уже архивированную историю. Историко-
культурный проект был призван отметить легендарную
дату. Почти день в день в Манеже в 1962 году проходила
выставка, изменившая статус отечественного искусства.
Молодое левое экспериментальное искусство МОСХА
было разгромлено после посещения выставки Никитой
Сергеевичем Хрущевым, который выражался в основном
нецензурно, и поэтому широко известно только одно его
слово, сказанное в тот день: «Пидарасы!» Собственно, с
тех пор, по утверждению Барабанова, власть так и не да-
ла никакого определения искусству, предпочитая не за-
мечать его вообще. А искусство, разделившись на офи-
циальное и неофициальное, использовало это противо-
стояние власти и создало феерическую культуру анде-
граунда. Время его, к сожалению, закончилось на аукци-
оне Сотбис в 1988 году, когда художники смогли офици-
ально представить на мировой рынок свои произведе-
ния. Но отечественное искусство так и не стало соответ-
ствовать западным стандартам. Хотя это, может быть, и
неплохо.
На Арт-Манеже меня больше всего поразили посетители.
Раньше они приходили смотреть выставку, не понимая,
что здесь надо покупать. В этом году невероятно много
желающих купить искусство, но подход у них все-таки вку-
совой. Вот на Западе, покупая искусство, не принято руко-
водствоваться собственным вкусом. Сложно представить
того извращенца, который покупает инсталляцию Бойса
из сала и войлока, руководствуясь вкусом. На западном
арт-рынке произведение современного искусства - это
ценная акция. В нее вкладываются деньги, ее покупают в
зависимости от конъюнктуры рынка, которую формируют
независимые критики, музеи и другие институции. Но о
последних мы имеем весьма смутное представление.
17
предыдущая страница 15 ПТЮЧ 2003 01 читать онлайн следующая страница 17 ПТЮЧ 2003 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст