М ишель Уэльб«
Платформа
За иллюминатором
Как-то вечером мне позвонил друг-ад-
вокат с очень хорошим литературным
вкусом и сказал: «Я читаю «Платфор-
му». Ты должен ее купить!» Я знал, что
в любом случае мне нужно приобрести
эту книжку для обзоров. Но если мне
советует еще и друг.
.. Через час книга
была у меня. Через два дня я ее прочел.
В конце 90-х «Элементарные частицы»
Мишеля Уэльбека взорвали Европу. Та-
кое количество патологии, спермы и
крови, пожалуй, встречается только у
Владимира Сорокина. Но его в Европе
знают пока не очень хорошо. Да и пи-
сатель он слишком концептуальный.
Уэльбек - уверенный беллетрист. Пос-
ледователь Альбера Камю и Лукино Ви-
сконти, он пишет об умирающем бур-
жуазном мире с его сомнительными
благами, об одиноком человеке вне
чувств, вне морали. Как вы понимаете,
все это, в принципе, очень скучно. Чи-
тать про групповые механические сои-
тия еще скучнее. Вы представляете, как
скучно про это писать?
Роман «Платформа» можно разделить
ПТЮЧ
C O N N E C T IO N
| D3 | 03
□ БЗОРЫ/КНИГИ
Текст: Игорь Шулинский
на три части. Все они очень неровные.
В первой отца главного героя убивают,
он хоронит его, становится богатым и
готовится к экзотическому путешест-
вию в Таиланд. Перед нами усовершен-
ствованный «Посторонний» Камю. Ни-
каких чувств, никаких эмоций. Такая
французская действительность. (Ока-
завшись в Париже, на вопрос: «Пардон,
мсье, как пройти на такую-то улицу?»
вы наткнетесь на грубый ответ: «Купите
карту в ближайшем киоске и посмотри-
те сами.»)
Вторая часть - путешествие в Таиланд с
группой туристов. Бесспорно, лучшая
часть книги. Чем хорош Уэльбек, так
это своим отношением к ханжеству и
ханжам. Ненависть к светскому обще-
ству, к сентиментальным отношениям
делает его едким и сильным. Вспомни-
те современные французские фильмы
о любви. Простите, но меня тянет в туа-
лет. Уэльбека, видимо, тоже. Туристы
из романа задают герою разные вопро-
сы типа «Вы сделали массаж спины?» -
«Да, я сделал, и спины, и яичек». Или
«Как можно заниматься сексом с тай-
скими девушками, которые работают за
такие маленькие деньги?» - «Ну, не та-
кие они и маленькие. В Париже цены
примерно такие же». Он шокирует сво-
ими ответами, издевается. И трахается
направо и налево. Здесь своей искрен-
ностью, принципиальным цинизмом и
внимательным отношением к деталям
Уэльбек скорее напоминает Буковски.
За это мы его и любим.
Третья часть, к сожалению, самая
длинная. Такое ощущение, что писатель
мучался, выдавливая из себя строчки.
Мучался и я, читая это. Новая любовь,
новый бизнес.
.. Новая жизнь. И все это
рушится из-за взрыва террористов.
Финал - лучшее, что есть в этой части.
Уэльбек предсказал взрыв в Индонезии
за год и стал активно нелюбим мусуль-
манами. Но, правда, не так, как Салман
Рушди. Как ни странно, эта часть очень
напоминает мне роман Чернышевского
«Что делать?». Только там все-таки
есть сны Веры Павловны. В «Платфор-
ме» и этого нет. Опять грубые соития,
плавно перешедшие из «Элементарных
частиц». И жутко тенденциозная идея. О
том, что в этом мире у нас ничего не
получится. Все сгорело. И это говорит
нам человек, жирными пальцами пере-
бирающий устриц где-нибудь на вилле
в Ницце. Около двух часов дня. Я прямо
это вижу.
Алиств»
Кроули
Заввцание М агдалины Блэр
Kolonna Publications
Если вы книгоман, то заметили в
книжных магазинах аккуратненькую
серию Kolonna Publications. Идеолог
этой серии - Дмитрий Волчек. В неко-
тором роде харизматическая личность.
Поэт, журналист, главный редактор
«Митиного журнала». Гедонист и фи-
лософ. Пожалуй, у него самая концеп-
туальная книжная серия. Присутствуют
три основные темы: гомоэротизм, ра-
дикализм, красота. Волчек, словно со-
временный Оскар Уайльд, старается
очаровывать нас изощренными сюже-
тами и изящными поэтическими мане-
рами. Поэтому не случайны в этой се-
рии дикие мальчики Уильяма Берро-
уза, вопли яростной феминистки Евге-
нии Дебрянской, гей-приключения
Ярослава Могутина и осторожная лю-
бовь Филипа Ридли. За это мы любим
Дмитрия Волчека. А вот изящную сло-
весность от Татьяны Щербины, Арка-
дия Драгомощенко и Андрея Левкина,
мягко говоря, скушать сложно. Это ка-
кое-то папье-маше. Даже чернуха ти-
па «Мрак твоих глаз» Ильи Масодова
переносится легче. Хотя, конечно, гра-
фоман всегда остается графоманом. А
чем хорош Дмитрий Волчек - тем, что
рядом с гениальными Берроузом и
Джойсом соседствуют настоящие гра-
фоманы. Цель Волчека - не предста-
вить нам гениев, а показать очень лич-
ные, порой патологические восприятия
действительности. Эта серия очень ин-
дивидуальна.
В этом отношении Алистер Кроули,
появившийся ранее в переводах Вол-
чека в «Митином журнале», является
настоящей жемчужиной. Известный
сатанист и философ, один из самых
цитируемых писателей 2-й половины
XX века. Огромная часть поп-культуры
построена на его идеях. Британский
арт-рок, новая волна, электронная
психоделия. Я уже не говорю о лите-
ратуре и театре. Все это замешано на
Алистере Кроули. При том, что многие
его не читали, так как чтение это не из
легких.
«Завещание Магдалины Блэр» - это
проза. И здесь много патологии, гомо-
сексуализма, готики. Но мне понрави-
лись его чисто английские парадоксы в
духе школы Эдварда Лира. Легкий аб-
сурд, замешанный на чистой шизоф-
рении. Мне нравится рассказ «Всего
лишь собака». Несколько страничек
текста приоткрывают нам очень неж-
ное и тонкое существо, болезненно и
гипертрофированно реагирующее на
мир, в котором все несовершенно. В
котором нет никакого порядка. Зачем
тогда гармония? И это существо -
Алистер Кроули.
1 0 4
предыдущая страница 101 ПТЮЧ 2003 03 читать онлайн следующая страница 103 ПТЮЧ 2003 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст