Текст:
Стас Маль
И
и
СНЕЖНО,
НЕЖНО
В театре Маяковского показывал свои «сНежные шоу» знаменитый
Асисяй, Вячеслав Полунин. Лицедеи, абэвэгэдэйка, номер с двумя на-
дувными телефонами, блю-блю-блю-канари, воздушный шарик, при-
цепившийся к грозно сюсюкающему Асисяю, - всем выросшим в со-
ветской стране это ближе, чем Микки-маус.
В день премьеры, а также все следующие, попасть на спектакль можно
было только чудом: спекулянты просили за билет 250$. Протиснувшись
сквозь толпу, захожу в служебный вход, где чудо и происходит: попадаю
в фойе. Внутри многочисленные охранники не пускают без билета ни в
партер, ни в амфитеатр, ни в ложи. В результате тусовка халявщиков
оказывается на самой верхотуре, на галерке. Как в фильме Марселя
Карне «Дети райка», в страшной духоте и толкучке все стоят, свисая
вниз.
Тусклая сцена, окруженная стегаными одеялами. На нее выходит знако-
мая с детства желтая фигура грустного клоуна с огромным чемоданом.
Смотришь на него и вдруг улыбаешься. Появляется целая армия одина-
ково одетых людей, очень разных по росту и комплекции: с шапками-
вертолетами, лыжами, в тряпичных шарфах. Хаотично двигаются, изде-
ваются, что-то запускают в зал, выкатывают засунутого в огромный шар
Асисяя. Все сопровождается снежными буранами: весь партер белый.
В антракте перемещаюсь ближе к сцене, стою в проходе. Меня пытаются
выгнать, но тут в зал по спинкам стульев карабкаются те самые, с шап-
ками-вертолетами и с лыжами. Человек 15, со всех сторон, некоторые на
руках спускаются с лож, опираясь на чьи-то головы и плечи. Часть зри-
телей реагирует так, словно пришли не на клоунаду, а на блатной кон-
церт. Один дядя говорит клоуну: «Слышь, ты не видишь? Мы нормально
сидим», - а клоун тем временем садится на голову его жене. Сбоку уже
идет другой, с открытой бутылкой воды. Его штормит: качаясь, он проли-
вает воду прямо на вечерние костюмы, за шиворот. Охранник прямо на-
против меня напряженно всматривается в темноту и сжимает рацию - та-
кой параллельный спектакль. Из-за его спины со сцены вдруг писает ка-
кой-то мальчик. В тяжелых условиях приходится следить за порядком.
Тем временем романтик-Асисяй в ванне покоряет иллюзорные моря, ме-
чется, проткнутый двумя нелепыми стрелами любви, грустит в одиноче-
стве под храп дельфинов в смешной комнате, где все под углом в 45 гра-
дусов. Мир из детства, от которого пробегают мурашки по спине. Он
странно выглядит в холодном театре, где звонят неотключенные мобиль-
ные, где, поблескивая брюликами, сидят непроницаемые люди. Публика
может испортить любое представление. Внезапно все заливается ярким
светом. В него, словно прячась, исчезает добрый Асисяй. На зрителей
падают огромные разноцветные шары. Их надо отбивать, подкидывая
вверх, и, хотя именно этого и хочется, кажется, что людей заставляют.
Полунин неожиданно оказывается в самом центре зала, усаживается по-
домашнему с бутылкой пива, грустно принимает поздравления и раздает
автографы. А клоуны со сцены машут руками, мол, идите все к нам, ре-
бята. Но стоят грозные охранники, и как-то не до смеха, плюс еще от ша-
ров нужно отбиваться. Кто-то странный и двухметровый во фраке танцу-
ет с маленькой девочкой вальс. Зал быстро пустеет, только пара амери-
канцев, просыпавших кучу бабок в бумажный снег на полу, ползают ме-
жду сиденьями, ищут. Когда дают праздник, а его не берут - остается не-
множко неловкое чувство. По-полунински это «клоунада души».
14
предыдущая страница 11 ПТЮЧ 2003 03 читать онлайн следующая страница 13 ПТЮЧ 2003 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст