ДРАКА
В
ыставка
«О
сторожно
,
религия
в
С
ахаровском
центре
имела
неожиданные
последствия
. С
вобода
творчества
под
ЫГРОЗОЙ? А, МОЖЕТ, СКАНДАЛ - ЛУЧШИЙ РГЗ?
Во ВСЕМ ЭТОМ ПОПЫТАЛАСЬ РАЗОБРАТЬСЯ
О
ксана
С
аркисян
Драки бывают разные. Бокс, например, конкретная драка для созерцания.
Особенно мне нравятся драки в «Звездных войнах» - нечеловечески пре-
красно. Противники летают и машут светящимися палочками. Кроме голли-
вудских драк замирать сердце заставляют драки с интерактивным моментом:
на улице, когда тела противников катаются по пыльному асфальту, рвутся ру-
бахи и, если повезет, течет кровь. Но недавно мне пришлось столкнуться с
гибридной формой драки. Она началась как вполне уличная, с пульверизато-
рами, и, став масс-медийной, докатилась до Государственной Думы. Пло-
щадкой для сражения теперь становятся газеты и телевидение, и противники
уже не бьют друг другу морды, а сражаются с микрофонами в руках. И вся
пресса - от программы «Время» до последней бульварной газетенки «Стен-
ка на стенку» - начинает орать о конфликте между национальными святыня-
ми и правом свободного высказывания отдельной личности. Причиной этих
перепалок стала выставка «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре, в
которой я приняла некоторое участие. Выставка показалась мне хорошим по-
водом выставить несколько проектов и написать текст об особенностях рели-
гиозного чувства в информационную эпоху. Планировалось вполне камерное
мероприятие с целью продемонстрировать разные точки зрения на все рели-
гии мира, где разброс авторских высказываний, различная степень серьезно-
сти, глубины и качества создавали трэшевую атмосферу, свойственную ан-
деграунду. Кроме работ, посвященных православию, были также языческие,
буддийские и католические. При входе висели посвященные исламу холсты
М. Кажпаева «Молитва №1 и №2» - монотонные орнаменты из темно-синих
линий на сером фоне. На вернисаже внимание сосредоточилось на урбани-
стическо-шаманских ритуалах Гарика Виноградова, который обливался хо-
лодной водой, пел Тантры снегу, в ритуальном круге что-то шептала Вера
Сажина. Владислав Монро пришел в рясе (вместо креста у него весела лупа).
Каждый мог сфотографироваться в иконном окладе в импровизированном
фотоателье. Работа феминистки Ирины Вальдрон - коллажный ковер - об-
ращала внимание на вопросы клонирования и вечной жизни. Я предложила
проект билборда Александра Косолапова «Соса Cola it’s my blood», караоке
для аэропортов группы Синий Суп «В час беды» и фоторемикс акции
«ХВ1999» - облачение купола планетария в пасхальное яйцо. Организаторы
не забыли и про мученика, художника Авдея Тер-Оганяна, который уже по-
страдал от православных граждан, когда в 1998 году рубил иконы на Арт-Ма-
неже. Тогда против художника было возбуждено уголовное дело по статье «О
разжигании национальной, расовой или религиозной вражды», и ему при-
шлось бежать из страны.
Подобные акции могут стать рекламной кампанией православной церкви или
какой-то ее части. Недорогая и качественная реклама, призывающая к кон-
солидации против врага, который глумится, гад, над идеалами, возбуждая
святое негодование тысяч православных, никогда не видевших ни выставку,
ни Сахаровского центра, ни современного искусства.
Сейчас масс-медиальные провокации в искусстве уже не так актуальны, по-
тому что распространились довольно широко в бизнесе. Революционер Че
Гевара может стать брэндом буржуазных ценностей: мобильной связи, клуба
и, наконец, салфеток. Но на этот раз кулаками махали не художники, а пра-
вославные радикалы-звонари. В субботу, накануне крещения, они ворвались
на выставку с баллончиками краски. Охранница, одинокий обитатель выстав-
ки, поспешно выбежала из зала и снаружи закрыла его на ключ. В кармане у
нее была кнопка, радиосигнал с которой поступал в ближайшее отделение
14
предыдущая страница 15 ПТЮЧ 2003 04 читать онлайн следующая страница 17 ПТЮЧ 2003 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст