m
милиции. Милиционеры прибыли через 10 минут. За это время звонари спол-
на успели проявить свои таланты. После чего их тут же посадили в кутузку.
Православные лидеры, в частности, митрополит Кирилл, потом объясняли в
приватных беседах, что поспешили заступиться за церковных музыкантов во
избежание народного бунта, ведь каждый день, проведенный звонарями за
решеткой, оставлял прихожан без колокольного звона.
Выставка была закрыта администрацией Сахаровского центра, которая не
выдерживала напора журналистов. В конференц-зале интервью давали ху-
дожники, а у подъезда - звонари-погромщики. Выставку показывали толь-
ко журналистам. Она была украшена красными и синими кляксами. Фанта-
зия дорисовывает образ звонаря подробностями из жизни Квазимоды. Хо-
тя наши герои имели вид даже модный - все в черной строгой одежде, с
черными дипломатами - прекрасны, как шпионы. Звонари действовали так
же, как язычники в начале прошлого тысячелетия, спасая, пряча лики сво-
их идолов от поругания. В результате Иисус Христос на постере Саши Ко-
солапова «Соса Cola it’s my blood» превратился в синее пятно. Залили крас-
кой и витрины со спрятанными туда коллажированными иконками Тер-Ога-
няна, и маленькое семейное фото Олега Кулика со свиньей, узрев в них бо-
городицу с младенцем, видимо. На некоторых картинах появились ярко-
красные граффити: «Вы ненавидите православие, вы прокляты!» На стенах
зала также были оставлены следующие надписи: «Вы - бесы», «Кощунст-
во», «Гады», «Мрази».
Особенность выставочного зала в том, что любой жест приобретает внутри
него художественное значение. В том состоянии, в каком выставка оказалась,
она еще ярче отражала тему. Но это было уже не важно. Сражение перешло
на новый уровень. После митрополита Кирилла, назвавшего выставку прово-
кацией, негодующее заявление сделали «деятели науки и культуры» Вален-
тин Распутин, Никита Михалков и Илья Глазунов. Участников выставки под-
держал Государственный центр современного искусства, а Марат Гельман
разместил на сайте www.gelman.ru текст, разоблачающий мракобесов (в том
числе и Михалкова). Страсти накалялись. Правозащитники из Сахаровского
центра публично грозились подать в суд на православную церковь, по церк-
вям собирали подписи, чтобы подать в суд на художников, а в галерее Гель-
мана открывалась выставка главного богохульника Тер-Оганяна «Ненорма-
тивная живопись». Скандал побочно пиарит изгоя-художника, и растет не
только его известность, но и цена на произведения. «Ненормативная живо-
пись» рассчитана на узкий круг знатоков живописи. Тер-Оганян воспроизво-
дит известные авангардные полотна от Малевича до Роя Лихтенштейна с не-
большими изменениями. Он вписывает в них нецензурные слова родного
русского языка, доводя мат до уровня стиля. Неудивительно, что художника
продолжает волновать вопрос цензуры. Гельман же в ожидании погромов
обеспечивает охрану выставки. Хотя за такое глумление может подать в суд
только некий маньяк-искусствовед.
Вот когда выругаешься, то как-то успокаиваешься. Ситуация после матерной
кульминации пошла на убыль, исчерпав свои пиарные возможности. Предсе-
датель думского комитета по делам общественных объединений и религиоз-
ных организаций, некто Чуев, потребовал привлечь к уголовной ответствен-
ности организаторов выставки «Осторожно, религия!» А дальше начинается
что-то в гоголевском духе - Дума не поддержала инициативу Чуева. Худож-
ники не предъявили иска «за моральный ущерб». Сахаровский центр, изви-
нившись перед верующими, тоже помалкивает. В прокуратуре не знают, как
реагировать на поступающие подписи «простых верующих». Фейерверк за-
кончился, и началась бюрократическая метафизика. И опять остается только
вздыхать - возможно, в будущем мы решим конфликт между национальной
святыней и свободой личности, между художественным высказыванием и
требованиями «простых верующих», между потребностью коллектива консо-
лидироваться против врага и правами отдельной личности, которой может
выпасть роль этого самого врага.
15
предыдущая страница 16 ПТЮЧ 2003 04 читать онлайн следующая страница 18 ПТЮЧ 2003 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст