В И Д Е О Ш А Р М А Н К А
Е С Т Ь ТА К И Е Г А Л Е Р Е И , В К О Т О Р Ы Е Д О Б И Р А Е Ш Ь -
СЯ Т О Л Ь К О В И С К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н Ы Х С Л У Ч А Я Х , ТАК
Г Л У Б О К О О Н И Н А Х О Д Я Т С Я .
В
Э Т О Т Р А З БЫ Л
КАК Р А З ТА К О Й С Л У Ч А Й - П Е Р В А Я В Ы С Т А В К А В
М о с к в е в е н с к о й х у д о ж н и ц ы А н и
Е р м о л а е в о й .
Текст:
Оксана Саркисян
Западная художница с русским именем, Ермолаева стала известной после
того, как видеоработа тогда еще студентки Венской академии искусств бы-
ла представлена в Арсенале на Венецианской биеннале в 1998 году.
Родившаяся в Петербурге Аня вместе с мужем эмигрировала из развали-
вавшегося Советского Союза, когда их начали преследовать за самизда-
товскую деятельность. Она поселилась в Вене, фрейдовском городе снов
и подавленных влечений и, наверное, только во сне вспоминала о преж-
ней жизни.
В темных углах 1_-галереи мерцали экраны мониторов. Прозрачные лучи
видеопроекторов пересекали полутемные залы. В таких местах видеоизоб-
ражение становится совсем ручным. Оно не выплескивает на тебя потоки
информации, не увлекает сюжетом клипа и красотой рекламы. Оно приоб-
ретает весомость монументального полотна или небольшой картины (в слу-
чае с телевизором). На этих экранах протекают секундные сюжеты. В видео
Ани Ермолаевой основной элемент изображения - движение. Самые про-
стые
механические
движения:
качание,
включение/выключение,
спуск/подъем. Предметы тоже совсем простые: ма-трешки, ма-шинка, ма-
ртышка (так и представляется карапуз, изучающий слово «мама»). Пейза-
жи складываются очень компактные, в пределах тела, и машинка катится по
горкам плеча к бедру по изгибам нежного пухленького тела, как по серпан-
тину. Изысканность на уровне модернистов и китайской гравюры. По стене
размазалась, как воздушная фреска, видеопроекция, где мерно покачива-
лась толпа матрешек («Non-places»). Рядом с матрешками в телевизоре
возбужденный пенис прикасается к выключателю очень крупным планом
(«Вкл/Выкл»). В соседнем зале огромная проекция во всю стену - бесконеч-
ные гримасы резиновой обезьяны. Движущиеся картинки пронизаны легким
эротическим подтекстом, навеянным, наверное, венским воздухом, храня-
щим память о Зигмунде Фрейде, обнаружившем корни сексуальности в дет-
ском бессознательном. Картинки этой старой шарманки - тонкие фемини-
стские зарисовки - напоминают об экспериментах Дюшана, но как-то иро-
нично. Детские игрушки, как механизмы часов, отбивают секунды беско-
нечного повторения, непрекращающегося течения простенькой песенки и
кичевых картинок, крутящихся в уличной шарманке старой Вены.
И самым неожиданным образом в этой игрушечно-эротической идиллии
возникает «Расстрел» - художница в тире в наушниках с вытянутыми рука-
ми целится прямо в зрителя и стреляет. Но попадает не в тебя, а в стоящий
справа в углу телевизор, в котором неожиданно взрывается видеокамера.
После этого изображение художницы-стрелка исчезает. Эта интерактивная
инсталляция уже не созерцательна, как остальное видео, она проявление
воли и действия. Думаю, этот странный автопортрет декларирует художест-
венное кредо Ермолаевой - как написано в пресс-релизе выставки, «осво-
бодиться от власти отживших вещей (Аня расстреливает свою первую ви-
деокамеру) и освоить новую машинерию художественного видения».
предыдущая страница 17 ПТЮЧ 2003 04 читать онлайн следующая страница 19 ПТЮЧ 2003 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст