я
посмотрел
в
ясные
гл а за
тем но-синего
предрассветн ого
неба.
То.
что
я
увидел,
и спугало
меня
не
на
ш утку.
Латинские
бук-
вы
св ети л и сь
в
вышине,
подмигивали,
исче-
зали ,
чтобы
появиться
в
том
же самом
мес-
т е о п ять.
Галлюцинация?
"Наверное
н е т" ,
-
подумал
я ,
повниматель-
ней
вглядевш ись
в
смысловую
н а гр у зк у
всех
тех
небесных
нагромождений
из
букв.
Это
просто милый способ рекламировать предсто-
ящие
гастроли
E l v i s ( a )
C o s t e llo .
А
почему
не Aphex Tw in?
Затем
был
день
тр ети й .
ОееОау
уже
зако н -
чился,
и
Белая
Сцена
была
отдана
в
распо-
ряжение простых смертных альтернативщ иков.
Но мы не сдавались и решили у зн а ть все про
S te r e o la b :
кто
они
и
почему
la b .
Действо
было
в
11
утр а
на
Зеленой
сц е н е ,
и
п о это -
му народу скопилось не та к много,
как днем
ранее на B jo rk .
Тем не менее мы были там и
слушали
n o is e .
Именно
гитарно-клавишный
n o is e
был
отличительной
чертой
группы.
Слов
было
не
разобрать.
Да
это
было
даже
не сутью .
N o ise был той твердой и одновре-
менно
зыбкой
почвой,
на
которой
покоились
песчаные
замки
сте р е о -к о р о л е в ств а.
А
э к с -
перим ентальность в высшей сте п ен и оправды-
вала слово
la b в
названии
коллектива.
Вечером
то го же дня
мы собрали
вещи
и
по-
грузились
на
отходящий
в
сто р о н у
Копенга-
гена поезд,
не желая ко ротать еще одну ночь
в борьбе со стуж ей.
Краткий
р асск аз
о ф естивале
был
бы
непол-
ным,
если не упомянуть о дневных перформан-
сах
и
хэппенингах,
развернувшихся
вокруг^
псевдо-краха цивилизации и подчинения со
знания
технологии.
На
гл а за х
у зр и те л е й ,И
отгороженных
металлической
се тк о й ,
а р т и - и
с т у кромсали металл - в се,
ч то о стал о сь о т^
отживших
свой
век
автомобилей,
и
рядились
в
него
же.
Спидометр
на
шею.
Шины
на
по-
ртянки.
Наверное,
за
этой
модой
будущее
в
X X I.
А еще
была
любовь,
любовь
к
се б е
подобным
и братьям меньшим.
Никаких уб и й ств или по-
тасо во к.
З ато много
d ru g s.
К
концу ф ести-
валя
все
обгорели
на
солнце
и
перепачка-
лись в
гр я зи .
Нудизм ста л приобретать с т и -
хийные
р азм ер ы .
..
И последней каплей,
переполнившей наши э к -
зальтированны е
сердца,
с т а л
рев
Henry
R o llin s .
Ну
как
т у т
не
д ви н уть
куда
по-
дальше?
_
Галеристка Айдан Салахова уст-
Парижские Те м
ц
ы
-
знаменитого
Карла
Л а-
герфельда.
Для
со б ы ти я
т а к о г о
м асш таба
шума
в о к р у г
н е -
го
было
на
уд и влен и е
м ало.
М одельер,
к о то -
рый
в
те ч е н и е
м ногих
л е т
каждый с е з о н
вы да-
е т
по
н е ск о л ь к о
ск ан д ал ь н ы х
коллекц и й
для
C h a n e l,
C h lo e
и
со б ств е н н о й
м арки
K a r l
L a g e r f e ld ,
уже
заслуж ил
т и т у л
"вел и ч ай ш его
с т и л и с т а
со в р е м е н н о сти ".
Больш ая
з а с л у г а
Л а ге р ф е л ь д а
с о с т о и т
в
то м ,
ч то
о н
р азб ави л
э л и т а р н о с т ь
h a u te
c o u t u r e
д ем о кр ати ч н о стью
p r e t - a - p o r t e r ,
п р а к ти ч е ск и
с т е р е в
р азн и ц у
между
этим и
противоположными
полю сами
с о в -
Мау
(U SA ),
DJ
Typhoon
(D K ),
B io sp h e re
(N ),
Underw orld
(U K)
и
O r b it a l
(UK)
кромсали
простран-
ство
направо
и
налево,
преимущественно
в
ночное
время.
В
первую
ночь
для
н ас,
еле
выстоявших
"Rage”
несколькими
часами
ранее,
откровением с т а -
ло знакомство с творчеством норвежской
B io sp h e re .
G e ir
Je n sse n
заступ и л
на
вахту
ровно
в
1 :0 0
AM.
Леденящий
душу
норвежский
эмбиент
лениво
плыл
в
густом тум ане.
Но что бы это было за выступление,
если
бы
не
сущ ествовало
визуальной
интерпретации
звуковых ткан ей ?
С одной стороны шатра под потол-
ком
высилась
B io sp h e re .
Напротив,
но
уже
на
с т е -
не,
развевался
здоровенный экран,
где фосфоресци-
ровала
настоящ ая
биосфера
в
виде
ги га н тск о го
з а -
родыша
в сего
живого на
планете.
И
каждый
п р и сут-
ствующий
норовил
подойти
поближе,
изловчиться
и
рассм отреть св о е a lt e r - e g o .
За
40
минут
вы ступления
нас
разморило
вконец,
и
очень
хо тело сь
с п а т ь .
На
следующий
день
пиво,
пицца
и
рок-н-ролл
прошли
в томительном ожидании
супер
"живой"
команды O r b it a l.
Но нам
не суждено
было лицезреть
братьев
H a r t n o ll.
Холод отнял
в се
наши
силы.
А
о т с у т с т в и е
Doc
M arten s
сделало
н е -
возможным выход из палатки в 2 часа ночи.
Но вви -
ду очевидной бли зости к сц ене,
ч то -то прорывалось
к нам.
И несколько раз просыпаясь,
я будил д р у га ,
чтобы вм есте леж ать,
см отреть на луну и кур и ть.
А
ближе к у тр у ,
когда звуки O r b it a l
исчезли в ночи,
рем енной
моды.
В ы став к а ф отограф ий то л ь к о
п о д тв е р д и -
л а репутац ию Л агер ф ельд а
к а к худож ни-
к а ,
работаю щ его на
гр ан и э л и т а р н о го и
м а ссо в о го .
Одна ч а с т ь с о с т о и т
и з с т и -
лизац и и
ки ном ан иф еста
н е м е ц к о го
э к с -
п р есси о н и зм а
-
фильма
Р о б е р та
Вине
"К а б и н е т
д о к то р а
К а л и га р и " .
На
ф о то -
граф иях
м одель
Кэмерон
и зо б р аж ает
Конрада
Ф ейдта
в
роли
сом нам булы ,
а
нынешняя
м уза
Л агер ф ел ьд а
Надя
А у э р -
ман
п р е д с т а в л я е т
е г о
ж е р тв у ,
т о
е с т ь
а к т р и с у
Лил Д а го в е р .
В
д р у го й
ч а с т и
вы ставки
та к ж е
нем ец-
кая
зн а м е н и то сть
-
К лауд и я
Шиффер
сф о то гр а ф и р о в а н а
a
l a
M a r le n e
D i e t r i c h
в роли Лолы и з
" Г о л у б о го а н -
г е л а " .
С е й ч а с любое яв л ен и е к у л ь ту р ы ,
п р о сто
изящно
(н о
н е
больш е)
обыгрывающее
стар ы е
"больш ие"
с т и л и ,
п р и н я то
п р и -
в е т с т в о в а т ь .
И
ф отограф ии
Л а ге р ф е л ь -
д а ,
д е й с т в и т е л ь н о
выдаю щ егося
с т и л и -
с т а ,
эти м
хорош и.
К
сож алению ,
в е л и -
кий
Карл
н е
д е л а е т
р азл и ч и я
между
h a u te c o u t u r e
(М арлен Д и тр и х )
и
p r e t -
a - p o r t e r
(К л а у д и я
Ш иффер).
В с е -т а к и
э т о н е
одно
и
т о
же.
С оврем енная
мо-
д а ,
сущ ествую щ ая
на
н о с т а л ь ги и
по
прошлому,
в с е
больше
за б ы в а е т
сл о в о
s t y l e
и
с к л о н я е т с я
к
понятию
lo o k ,
видимо,
д ум а я ,
ч то
для
к а ч е с т в е н н о го
и с к у с с т в а
э т о г о
д о с т а т о ч н о .
Карл
Л а-
гер ф ел ьд
с о з д а е т
lo o k
и
и м и ти р ует
s t y l e
за м е ч а те л ь н о ,
та к и м
образом
став
самым
ярким
выразителем
своей
эп о х и .
Немка
Д итрих
( s t y l e )
и
н ем ка
Шиффер
( lo o k )
в с т р е т и л и с ь
на
в ы с т а в к е
немца
Л агер ф ел ьд а
в
р усско м
к л у б е
с
н а з в а -
нием
л о н д о н ск о го
к в а р т а л а ,
и
о к а з а -
л о с ь ,
ч т о
они
и
е с т ь
в ы р ази тел и
и с -
ти н н о
п ар и ж ско го
ш ика.
(На этой страгшце - фотографии Лагерфельда
на сюжет Фауста)
В этрм
году Хельсинки посетил один
из_лучших п ск о в ск и х экспериментальных коллективов Г .Л .и . I .Т .Б .
и продемонстрировал
*
Е
^
ф>тнам с в о г ауд и о в $уал ьн усгп р о гр ам $ .
^
В свою очередь,
финская молодежь ознакомила участников Р .1 М ).1 .Т .$ .
с ночной жизнью Хельсинки.
Еще
каких-то 5 лет назад о ночной жизни в Хельсинки
можно было ничего не
говорить.
Единственными аксессуарами,
отдаленно напоминавшими
или
подтверждавшими
наличие "какой-то особой
среды,
ради
которой
тусовщики
начала
80-х
годов
штурмовали
границы
Нерушимых
в
предгорьях
Памира-Алау с ранней весны по начало декабря
и за что расплачивались в лучшем
случае этапированием в спецприемник,
а в другом
-
время-
препровождением в Сербского,
были тупоносые ботинки с блестящими металлическими пластинками и двухкассетные магнитолы.
В то время Хель-
синки
поражал
вырвавшихся на
запад сотню-другую молодых
людей
нарядной
вялотекущей буржуазностью,
легкой
болтовней
в
кафе
и
только.
Я
разочарованно сканировал
комфортабельный Хельсинки.
Об этом ли
капиталистическом
рае мы
мечтали,
прогуливаясь зимними морозно-влажными
вечерами по Питеру,
подставляя тела мощным потокам ветра,
доносящего через залив аромат свободы? Однако,
волны перемен докатывались и до
этой маленькой северной страны
- форпоста Запада перед грозящей миру псевдокоммунистической заразой.
Особенность положения Суони в
гео-
политическом,
экономическом,
этнокультурном
плане определяло
политику правящего
класса
в области д о суга:
было
преодолено сопротивление
профсоюзов
в отношении ночного труда,
снято
ограничение на
продолжительность работы
баров и
кафе,
дали о себе зн ать и
более
или менее
щедрые денежные вливания в финскую кул ьтур у.в целом.
Конечно,
Финляндия не была уж совсем законченными задворками индустриального мира,
как зто многим тогда ^казалось.
Там существовали хиппи,
имело место мощное панк-движение,
активно развивался художественный авангард,
хо-
т я на памяти еще были консервативно-репрес-
сивные прецеденты:
в страну не пустили Sex
P is t o ls ,
панков
хладнокровно
ассоциировали
с
фашистами,
интеллигенция
официально
при-
зывала
оградить
молодежь
о т
тлетворного
влияния
англо-саксонской
индустриальной
культуры и распространения психоделического
восприятия действительности.
Но
незаметно
из
неформальных
тусовочных
м ест
образовалась
се ть
культурных
заведе-
ний,
составляющих основу ночной жизни Хель-
синки.
Припанкованная молодежь,
металлисты,
а также любители нелегальных рэйв-вечеринок
собираются
в RADIOPUHELIHET -
помещении
бывшего
склада. В
KUVATА IDEACATEMIА
(кафе
Академии
И скусств)
по
пятницам
и
субботам
пьют
(в Финляндии молодежь в
основном по-
требляет алкоголь) и танцуют студенты гума-
нитарных заведений.
Там же проходят различ-
ные мероприятия.
По-прежнему пользуется по-
пулярностью
старейший
клуб
города
-
TAVASTIA,
традиционно
предосш ляощ ий
свою
площадку независимым группам.
Местная боге-
ма посещает вечеринки в TAI0EHALLE (финский
аналог
KUNSTHALLE),
где
тоже
в
основном
пьют
пиво
и обсуждают
современное
и скусст-
во.
До
последнего
времени
в
привок-
зальном
пакгаузе
существовал
кружок
почитателей метафизики - там молодежь
медитировала
и
занималась
живописью
под
руководством
авангардиста
Зркки
Пиртола.
Кинотеатр
К -13 является ме-
стом
демонстрации
экспериментальных
некоммерческих кинопрограмм финских и
зарубежных
режиссеров.
Довольно мно-
гочисленные
посетители всех этих за -
ведений,
а
также
целого
ряда
гале-
рей,
концертных
залов
и
арт-кафе,
в
течение недели
перемещаются
из одно-
го
помещения
8
другое.
Кстати,
фин-
ские
экспериментальные
Ш и п а к е г'ы
объединены
в
кооператив
(Н еЫ п д 1 п
е1окиуараза).
Более
с т а
независимых
деятелей кино и видео пользуются про-
фессиональной
кино-
и
видеоаппарату-
рой,
которой
располагает
кооператив:
инициативная
группа данной
полугосу-
дарственной
структуры
регулярно
про-
водит всевозможные фестивали,
просмо-
■ .
■И
mw & т
предыдущая страница 10 ПТЮЧ 1995 03 читать онлайн следующая страница 12 ПТЮЧ 1995 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст