5
0-е: Джозефипа (Тони Кертис) и
Дафна (Джек Леммон)
Ь
&
*В джазе только девушки*
80-е
: Энн Карлайл в роли модели-бисексуале
Джимми в *Жидкам неСн
л
Сшы Цукермиш
Кто не помнит финальную реплику любимого фильма д етств а
"
джазе только девущки"
(Some L ik e I t
H o t)? Джек Леммон в ро
ли
гротескной
Дафны
был
действительно
hot
Я думал-думал и надумал написать о наших отечественны х царевнах-лятуш ках,
на
время скидывающих лягушачью кожу
и являющихся прекрасными царевнами,
о наших тр а н с-
в е сти тах.
Глубоко
заложенный
в наши
гены
мир русской
сказки
порождает очень
странные женские образы.
Так,
наряду с
Василисой
Премудрой не менее весомой
фигу-
рой
п р ед стает нам Баба-Яга
или
какая-нибудь
Кикимора болотная,
крошечка Хаврошечка,
ее сестры Одноглазка.
Д вуглазка
и Трехглазка
и т .д .
Значение,
функции
этих
персонажей
представляю тся очень значительными,
так
как они наделены сверхьестественной силой.
И в этом широком диапазоне от Василисы Премудрой
до Бабы-Яги
воз-
никают в нашей
культуре такие женские образы,
как Любовь Орлова,
Элина Быстрицкая,
Татьяна Самойлова,
Ольга Остроумова,
но также Фаина Раневская,
Рина Зеленая,
Майя
Булгакова,
Лия Ахеджакова,
Алиса Фрейндлих,
Алла
П у га ч е в а .
..
Известный английский певец,
открытый
гей
и.
стало быть,
близкий к трансексуальной
культуре Марк Алмонд в своих опубликованных воспоминаниях о России назвал
ме-
ня,
Владика
Монро,
первой русской драг
куин,
т .е .
трансвестийной звездой.
Д ействительно,
я
наделал
шума
то гд а ,
в
Перестройку,
своими
публичными
переодеваниями
в Мэрилин Нонро.
Но,
видит Бог,
я -
не первый!
Втайне этим занятиям
предавались многие мужчины,
предоставляли свой нехитрый сосуд для
размещения в нем
особого
огн я,
чаровали
и
очаровывали
этим огнем самих близких своих друзей.
Но и
явно,
на
поверхности
общественной жизни,
н е т-н е т да
вспыхивали
эти
внезапные метеоры,
почти
звезды,
но
именно драг
куинз.
Сколько раз завораживала
кине-
матографическими
трюками
Б аб а-Я га,
Пиковая дама,
просто
ведьма
в
исполнении
виртуоза
перевоплощений
Георгия
Милляра!
Я
уже не
говорю о
внезапной сл аве ,
почти
затмившей
сл аву Нонны Мордюковой,
сваливш ейся на
голову Александра
Калягина после сыгранной
им роли Донны
Розы Д’ Альвадорец в фильме
"Зд равствуй те,
я
ваша
т е -
т я ! " .
. .
Не
знаю,
как других,
но меня
всякий
раз огорчал
в этом фильме финал,
когда
Калягин выходил в мужском
костюме из своей чудесной конспирации.
Некрасивый,
толстый со су д .
Безо всякого это го вот о г н я .
..
И такой
трансвестизм ,
такое периодическое,
ограниченное во времени сверкание уходит корнями в сказочную традицию.
Уже упоминавшийся
мною в начале образ
царевны-лягуики
является
ответом на
в се вопросы.
Казалось бы,
что тако е
за сущ ество лягуш ка? Это изгой
природы.
Помните,
у Пушкина:
"Родила царица в ночь не то сына,
не то дочь,
не мышонка,
не лягуш ку,
а неведому зверушку”? То е с т ь только уже неведомая зверушка могла
превзойти
в
своей ущербности лягуш ку,
и
превосходила
она
э ту лягушку по многим
показателям .
Например,
по невозможности определить пол:
не то сын,
не то д о ч ь .
..
Между тем
со стороны
добрых
сил
это сущ ество было
вполне нормальным,
даже
выдающимся
самцом,
князем
Гвидоном.
Зап уган н о сть
истории
продолжается,
когда
себе 8 жены
это т
Гвидон выбрал сущ ество тоже необычное,
в недавнем прошлом птицу - лебедя.
Неблагонадежное социальное положение
Гвидона соотносит е го с до сих пор дискриминиру-
емыми у н а с гомосексуалистами.
Как похоже наше посткоммунистическое общество,
где кухарка призвана управлять государством ,
на ту самую братию во главе со св а ть -
ей Бабой
Бабарихой,
велевшей
царицу,
и
приплод тайно бросить в бездну в о д " .
..
Тем не менее,
чудодейственное свойство перевоплощений,
трансиутаций эти х с к а -
зочных
и зго ев общества
в и то ге привели
их
к
триумфу.
Такая
похвала
трансвестизм у о стал ась в подсознании народном.
Итак,
вернемся
к
нашей лягуш ке.
К царевне.
Э та,
с позволения ск а за ть ,
лягушка
- урод.
Во
всяком сл учае,
она
не женщина.
Э тот факт
насмешил
и
озадачил
братьев
Ивана,
выбравших
себе
в жены обычных женщин.
Они даже
протестовали: как ты собираешься
с н е й .
..
Ну,
э т о .
. .
Лишь мудрый отец благословил
Ивана с
е го избранни-
цей
-
мол,
о т судьбы не уйдешь.
Женщина
в ней
просыпалась и
являлась по ночам.
Но
какая!
Она
оставила далеко
позади себя
всех остальных женщин из сказки .
Она
превзошла их всех в тысячи р аз.
По су ти ,
э т о не важно,
что за сущ ество была наша царевна в другое время су то к .
Хоть лягуш ка,
хоть свинья,
хоть
мужчина.
. .
Глав-
ное - то т волшебный огонь,
который внезапно
вспыхивал
в ней и преобразовывал
всю ее природу.
Такой сюжет наводит на мысль,
что настоящая женщина никогда не до-
сти гн е т т е х высот женского идеала,
соверш енства,
на
которые способно трансвестирую щ ееся
в женщину сущ ество.
Т а к ,
в Пекинской
опере издревна женские партии и с-
полняют специально подготовленные для э то го
мужчины
по
простой
причине:
только мужчина зн а е т,
какой должна
быть женщина.
Ведь патриархальные отношения
предла-
гают женщине служить своему господину мужчине.
Разум еется,
что идеальный образ такой женщины располагается только в мужской
голове.
А у настоящ их,
реальных жен-
щин е с ть еще свои мелочные интересы,
планы,
как правило,
приводящие к крушению идеального женского образа.
Соответственно,
социальный уклад подразумевает тр ан с-
вестизм
как единственно
возможный
идеал отношений:
мужчина
+ женщина.
На
Западе
культура
переодеваний,
перевоплощений
расцвела
среди
общей
массовой
культуры
уже давно
в
особые
структуры ,
чем-то
напоминающие
ге т т о ,
экологические
ниши.
Наши
трансвеститы доиорощенные до сих
пор воспринимаются таким пикантным сюрпризом,
шуткой из репертуара Авдотьи
Никитичны и Вероники Маврикиевны.
И при-
меры у наших
трансвеститов други е.
Если
говорить о массовом
подпольном
трансвестизм е,
не выходящем за
рамки
частной жизни
отдельных
граждан,
т о таким массовым
примером,
шаблоном
и
эталоном
в
западной
культуре
является
Мэрилин
Монро,
такой
тип
сексуальности ,
публичного
поведения,
эстетический
сти л ь.
Наши,
русски е,
в
основном
греш ат Аллой
Пугачевой,
женщиной-монстром,
выросшей
из девочки-подростка,
радующейся
чужому счастью ,
из стихотворения Заболоцкого.
И
это очень заб ав-
ный
эффект
выходит,
когда
такой
наивный
и
простой
взгляд на
природу ж енственности,
каким является феномен Аллы Пугачевой,
трансформируется
сто л ь непростыми
и
запутанными средствами
в Аллу П угачеву трансвестийную .
Это уже даже не Оззи
Озборны
получаются,
это такие чудища
архаические
возникают,
какими древние славяне
представляли
и
изображали
гневное божество -
Перуна.
Это сильные образы.
Кто
видел
наших мужских
вариантов Аллы,
то т поймет меня.
Уродливость,
гадливость отечественны х тр ан свести то в в ступ ае т в спор с аккуратистским культом внешности тр ан свести то в западных.
Окончательно э та
тенденция закр е-
пилась
масс-медиа не сравнимым
чем браком Аллы Пугачевой и
v p o ;m i
Haja гоби^ая Длга
■ ••, !.: -а >/;<:•<•,
»
.
-*•
произволе і на
Это эмбге-а вечности
змі-и.
і очир.и.лая свой хны;-
хар.* кри.на
V
у
но.
І
ДРК1М.1ІИ '
V..:,.
hC.VV
.•
;;д
і: • .:••)»* .і
‘.".'І.*
K.':
4
c;:;)
3
:.v
".
:
:
.•
".
••
и
;
•>' ,y
TV;/'.
_
„•
...
,
*
'
;
ч"-'- \
V a.-'
-
.
.
: w . :
.•«
:
v
,
ЩЖ
w
•••
J "K
^ .
.jf ■•■Njfip,?'
пина,
і
: мужской
на!
Ш
/
— 1
;
У-
'
A
ческот о одержания в служении древнему культу
Или вот
друї ой при-
J j'
«
’■'
мер - Боря
Зм.
Этот артист оригинального жанра поюл
паз-
' н
ни!ия образа пьяной Людмилы Гурченко.
да эта детина
9
Откуда у наших грансзесгитов сю.-:» навязчивая идея
• ) Л И ■И
j
'
. v * j# .;
подчеркнуть свою грансвестийносгь.
вмесю с і ремления зааад'-ых до-
-
' жШ щ н
',' -
А - 'гУ
V,-;
.
1 § ю ^ ,
мистической подоглеке самою явления
кните
'Тюди
Ш
•*
ніпо
свеы
первый раздел називаєч:н
'Ь:::т;;,: тл
ін-норн доевн:
* '
V “'
7
'"
іде повесптуеісм о массе таких гримеров,
с древних с-.уль-турах Вт-
*•
а
ТЧВ
г
^
и / Я / И и Ш щ Ш
шяв
несу! функции миссионерские.
Они
И г
Wjt,.
.
д
роз свои яркие и скандальные жизни слияние полов - примету време-
щ
ни.
даже в
ущерб эстетическому восприятию работы на сцене
Такие
W
вот формы в трансвестийном исполнении принимает непреходящий миф о
[
д Е Щ Я
•..
Ш
у
.
.
русской духовности.
О русском мессианстве.
Г
.
.
1
;*
.
ВЛАДИСЛАВ МАНЫШЕВ
(МОНРО)
Ж
На
предложение
руки
и
сердца со стороны забавного
миллионера Осгуда Дафна]
ч то она
вообще-то мужчина
ответила,
что она
вообще-то мужчина.
"У каждого свои
недо
с т а т к и ,"
-
ничуть не смутившись,
ответил
старичок.
Следую
щие тридцать л е т некоторые,
кто любит погорячее,
доказали
это уже
не недостаток
что когда женщина немного мужчина
Отличной
питательной
средой
для
двусмысленной
игры
п о л о в ц
всегда было кино.
Действительно,
что может быть ближе к ил
- 1
люзорной
игре
в
переодевание,
как
не самая
больаая
иллюзия.
XX века? Дитрих,
Нонро,
Гарланд,
Нинелли
-
э т о все ф ам илииЯ
из
истории
кино.
В параллельной
истории,
истории
тр авести ,
наоборот,
о стал и сь
имена
-
Марлен,
Мэрилин,
Джуди,
Л ай за.■
Гимн этой культуры :
"Кто хочет купить подержанную иллю зию ?"И
-
строка
из
песни
Марлен Дитрих.
Основное требование:
б ы т ь Р
"реальнее",
чем сама реальность,
drag queen должен быть б о - |у
лее
"настоящим",
чем образец для
подражания.
Самый
большой®
комплимент:
"Ты НАСТОЯЩАЯ,
д орогая!"
Но прошли т е времена.
Последние л ет двадцать травести боль- L
ше озабочены не полным сходством с оригиналом,
а юмором.
Н а-Л
ло быть просто похожим - нужно еще показать собственную и н-И
дивидуальность.
Один
из
самых
увлеченных
пропагандистов1^
травести
-
Педро Альмодовар показал
э ту разницу в
"В ы со к и хЯ
каблуках"
(д л я самого Альмодовара
высокие
каблуки
-
не п о -М
следняя
часть
туалета):
бисексуальный
drag
queen
на
сцене“
"на
полном сер ьезе"
изображает св о его кумира,
а
в зале по-- 1
клонники
-
короли,
вернее,
королевы
мадридской
тр ав ести -*
'
сцены,
группа
D ia b e tic a s
A c e le ra d a s
подвывают,
пародируя|ш
пародию.
7 0-е годы принесли с собой новое явление - днеко-диву.
Д о н -1
на
Саимер,
Дайана
Росс
и
Грейс
Джонс
стали
новыми
кум ира-1
ми,
часто
подогревая
эксцентричными
поступками
связь
c o j
своими
поклонниками
(Грейс
Джонс
сама
была
не
прочь
n e p e V i
одеться в мужчину).
В это же время сами мужские звезды с т а - в
ли во
главе нашествия на исконно женскую роль дивы,
и к у л ь -Ш
тура тр ав ести понемногу становится с одной стороны более с а - ■
моценной,
а
с другой
-
более
массовой
и откровенной.
Мужчина
в
платье
прочно
утвердился
на
экране
и
на
сцене,
"j
Травести
весом
в
полтора
центнера Дивайн
благодаря фильмам
Джона У отер са стал
символом
американского
культового
кино,
в то время как Дэвид Боуи со своим смелым клипом "Boys Keep
Sw inging"
опрокинул
представление
о
тон,
что
рок-звезда
должен быть
"стопроцентным мужчиной".
Бой
Джордж
на
мужчину
не
был
похож
совсем:
был
первым
настоящим d rag queen!" Но Ру Пол пошел еще дальше - от муж-
чины у него даже имени не о стал о сь.
"Эй,
Линда,
Кристи,
На-
оми,
девочки,
подвиньтесь,
я ЭТО делаю лучше
в а с !"
- пел Ру
Пол
в
длинной
юбке,
покачивая
бедрами
в
компании
подрост-
ков.
С е го
появлением
культура травести
получила
"сво его
в
стан е
в р а га " ,
кумиры
конца
8 0-х
-
Мадонна
с
ее
" s t r ik e
a p -
pose"
и
Deee
L it e
поблекли,
и
стало
ясно,
что
можно
быть^|
drag
queen,
не
равняясь на
звезд-женщин.
В это же время места сборищ травести перестали быть се к р е т- I
ными явочными помещениями для посвященных.
В начале 9 0-х э т и !
места
уже знали
в се:
P y ra a id C lu b в Нью-Йорке,
B a in s и
В о уЯ
ПРИВКУС
ТРАВ
предыдущая страница 25 ПТЮЧ 1995 03 читать онлайн следующая страница 27 ПТЮЧ 1995 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст