ft«
L
d
L
-
.
жт&
титч
М ер твец
(Оеас! МЭП).
Когла
П т ю ч " (Х-
6
) составлял рей ти н г луч-
ших 50 фильмов за последние 25 л е т , мы назвали последний фильм
Д ж има Джармуш а
единственной картиной
1995 года, достойной
это го списка. Наконец, больше чем через год после премьеры в Канне, М е р т -
вей
появился в русском видеопрокате. Э т о очевидно самый аб стр ак тн ы й и
самый поэтичны й фильм Джармуш а.
Его прежние герои находились в формаль-
ных рамках города, в котором они были чужаками. "М ертвей" находится вне
формальных п он яти й м еста и времени, жизни и см ерти.
1ерой Д ж онни Д еппа
п у теш еств у ет по Америке кониа прошлого века, и каждая встреча с "белой"
культурой (персонифицированной в I эбриэле Бирне, Игги Попе, Д ж оне Х ерте
и Лэнсе Хенриксоне) заканчивается трагедией. Случайно его зовут т а к же, как
и великого п о эта начала XIX века Уильяма Блейка. Индеец по имени Н и к то ,
читавш ий Блейка в д е т с т в е , приним ает его за покойного п о эта и упорно убе-
ж д ает в т о м , ч т о он м ертв. Блейк, не знакомый с пейотлем, не поним ает,
ч т о индеец, выросший в другой культуре, м о ж ет общ аться с мертвецом без
проблем.
11
когда в конце фильма он плы вет в лодке, и стекая кровью, см ерть
каж ется логическим и тогом , как возвращение домой после утом и тельного пу-
теш естви я. Ощущением см ерти как обыденной веши, к которой можно при-
выкнуть, пропитан весь фильм, и Джармуш передал э т о ощущение легко, как
в размеренной дружеской беседе. И
в т о же время с тоской по времени, когда
всякой беседе суждено закончиться.
Зйвари
нашлось
что
сказа ть
по
Р е ж и с с е р у
Роджеру
Эйвари
крупно
повезло,
когда
он
много
лет
назад
устроился
на
работу
в
ту
видеотеку,
где
Та-
рантино
предлагал
американским
обывате-
лям
европейскую
кино-
классику
и
гонконгские
боеви-
ки.
Ему
повезло
еще
дважды
-
когда
он
написал
вместе
с
Та-
рантино
сценарий
Pulp
Fictio n
и
потом,
когда
снял
фильм
K illin g
Zoe,
в
котором
выплес-
нул
почти
все,
что
было
насмо-
трено
в
видеотеке.
Дальше
у
Зйвари
было
два
пути:
стать
убежденным
тарантиноидом
и
продолжать
эксплуатировать
э с -
тетизацию
насилия,
или
сделать
что-то
оглушительно
новое.
Он
выбрал
второе
и
промахнулся.
Поначалу
"Мистера
Ститча"
смо-
поводу
истории
о
Франкенштей-
не.
Властный
врач
(Рутгер
Хау-
эр)
сшивает
из
разных
тел
су-
щество
без
имени,
пола
и
соб-
ственных
мыслей.
Короче,
опять
размышления
по
поводу
того,
что
хорошо
бы
начать
все
сна-
чала,
не
иметь
прошлого,
а
од-
но
только
будущее.
Но
новый
Франкенштейн
начинает
понемно-
гу
разбираться
в
добре
и
зле
-
ничего
не
поделаешь,
в
этом
мире
приходится
разбираться.
В
итоге
вместо
бездумной
машины
доктор
наживает
врага,
кото-
рый.
не
желая
мириться
с
ролью
подопытного
кролика,
хочет,
чтобы
к
нему
относились
как
к
личности,
и
уничтожает
следую-
щий
искусственный
вариант
-
киборга.
Эйвари
явно
хотел
спасти
примитивный
сюжет
сти-
лизацией
под
B-movies
и
теле-
сериалы
типа
The
Avengers,
но
получилось
все
равно
скучно.
" Н
а с т
о л ь н а я
к н и г а
м
о л о д о г о
щ
н т
е л я
Ë Y o u n g
І
Чисто
Может,
лучше
бы
Эйвари
остался
тришь
внимательно,
ожидая,
что
тарантиноидон?
е
о
щ
п
е г ь
а п о о о о к ]
б ри т ан ски й
фильм
Бенжамина
Росса.
пропит анны й
"ф ирм ен-
н о й "
д л я
а н г л и ч а н
с а р -
к а ст и ч е ск о й
инт онацией
п о
п о в о д у
м е л к о б у р ж у а з -
н ы х
ц ен н о ст ей .
М а льчи к
Гр эм
(Х ью
О 'К о н н о р )
от крывает д л я
себ г
вещ ест во,
п ри
помощи
к о т о р о го
можно
со зд а т ь
сам ы й
к р а си в ы й
в
м и р е
а л м а з ,
н о
у
н е г о
н и ч е г о
н е
п о л у ч а е т ся ,
и
о н
травит
этим
вещ ест вом
сн а ч а л а
м а ч е х у ,
потом
от ца,
и ,
ест ест в ен н о ,
о ка зы в а -
ет ся
в
и зо л я т о р е .
В
т ечен и е
н е с к о л ь к и х
лет
о н
убеж дает
в р а ч е й ,
что
с п о с о б е н
б л а г о д а р я
св о и м
зн а н и я м
в
хи м и и
п ри н ест и
больш е
п о л ь з ы
на
в о л е ,
чем
в
за т о ч ен и и ,
вы ходит
на
с в о б о д у
и
у б и в а е т
о д н о г о
з а
д р у г и м
к о л л е г
п о
работ е.
С нова
о к а зы в а е т ся
в
тюрьме
г д е
сво д и т
счет ы
с
ж и зн ь ю :
ст ирает
в
порош ок
а л м а з
с
к о л ь ц а
с в о е й
мат ери
и
проглат ы вает .
О чень
эффектный
ф ин ал,
п одт вер-
ждающий
м ы сль
о
н евозм ож н ост и
д ост и чь
и д е а л а
в
б а н а л ь н о й
ж и з -
н и .
Смерть
от
я д а
так
ж е
хо р о ш а ,
к а к
и
к р а си в ы й
а л м а з ,
с д е -
лат ь
кот оры й
и з
эт о го
я д а
н е
у д а л о с ь .
Сам ое
за м еч а т ел ь н о е
в
ф и л ьм е:
у б и в а я
р о д н ы х ,
Гр эм
н е
испыт ывает
к
ним
н и
н ен а ви ст и ,
н и
со ст р а д а н и я .
Они
т акие
ж е
п о д р уч н ы е
м ат ериалы ,
к а к
п р о б и р к и
и
ко л б ы ,
в
кот орые
можно
засы п ат ь
т аллий
и
п р о сл ед и т ь
з а
р е а к -
ц и е й .
И сс л е д о в а т е л ь с к и й
з у д
н е
зн ает
гр а н и ц ,
и
"Н аст ольн ая
к н и г а " ,
кот орую
Гр эм
за вещ а л
пот омкам,
г о р а з д о
в а ж н е е ,
чем
чавкаю щ ие,
р уга ю щ и еся
и
т упо
со в о к у п л я ю щ и е ся
б е ссм ы сл е н н ы е
лю -
д и ,
н е в о л ь н о
ст авш ие
сы р ь ем
д л я
е г о
эк сп е р и м е н т о в .
"П о л н о е
[а т м е н и е
иПаГ
с п р э е )
Леонардо Ди Ка-
прио на время
сменил т и т у л
*
самого перспек-
тивного из моло-
дых американских
актеров и прие-
хал во Францию,
где проходили
съемки
Полного
ітмения
нешки
Лолланд.
|Ди
Каприо сыграл
’проклятого поэ-
т а ” Артура Рем-
бо, который, как
вы помните, жил
в коние прошлого
века и имел т я -
желый роман со
своим приятелем
Полем Верленом.
ггр
ь
И
Іяжельїи роман
следует ч и т а т ь
с ударением на
слове "тяжелый".
Так можно на-
звать и сам
фильм. Агнешка
Холланд вообще
из тех режиссе-
ров, которые за-
ставляю т зри-
телей хорошень-
ко поднапрячься.
Все в "Полном за-
тмении
тяжело
- и мрачный Вер-
лен (хороший ан-
глийский актер
Дэвид Тьюлис), и
параноидальный
Рембо (браво. Ле-
онардо!), но са-
мое тяжелое -
э т о длина филь-
ма, который мог
бы ть короче раза
в три . П онятно
желание Ди
Каприо сыг-
рать сложную
роль в фильме
серьезного ев-
ропейского ре-
жиссера и к
тому же укре-
п ить свою ре-
путацию ак-
тера, предпо-
читающего
играть марги-
налов. Нарко-
рал
бас
мана он уже сыг-
Л Б " Д н е в н и к е
>аскетболи с т а ",
эпилептика - в
"Ч то гложет
I илберта I рей-
па?", теперь - ку-
мира э с т е т с т в у -
ющих гомосексуа-
о
листов. К сожа-
лению, на э т о т
раз он оказался в
плохой компании.
"Полное затм е-
ние’ можно смо-
т р е т ь , только
если вы бо лыиой
поклонник Д и
Каприо.
DIAL
Щ
[
Щ л\ I
но
(
и
удачно)
менять
стиль.
После
ТОГО,
как
они
в
1991
Proxy,
была
профинансирована
году
от-
компанией
Warner
Bros.
"Фарго"
хватили
полностью
реабилитирует
Коэнов,
главный
Вместо
технических
приемов
бра-
приз
тья
предложили
живую,
с
потом
и
Канна
за
кровью,
историю
о
торговце
ав-
ИСТОрИЮ
томобилями
ИЗ
МИННеСОТСКОГО
Г0-
об
ин-
родка
Фарго,
который
организует
теллек-
похищение
своей
ЖвНЫ.
чтобы
П 0-
туале
в
лучить
от
тестя
большой
выкуп.
Голливуде
Однако
ему
не
очень
повезло
с
"Бартон
наемными
похитителями
(отличные
Финк",
на
актеры
Стив
Бусеми
и
Питер
них
поста-
Стормар).
Те
все
время
попадают
вили
крест
в
дурацкие
истории,
и
в
конце
как
на
ав-
концов
полицейский
в
юбке,
да
к
торах
-
тому
же
еще
и
сильно
беременный
следующий
(Фрэнсис
Макдорманд,
жена
одно-
фильм.
по-
го
из
Коэнов),
раскрывает
дело,
голливудски
Самое
приятное
з
фильме
-
чет-
технически
кое
соотношение
динамичного
сю-
снятая.
НО
*ВТ3
о
дышащим
свежестью
изо-
совершенно
бражением,
как
будто
у
Коэнов
безжизнен-
нет
за
плечами
крепкой
репута-
ная
стили-
ими
и
пяти
выдающихся
фильмов
зация
(кроме
двух
названных
-
"Просто
Hudsucker's
как
кровь".
"Растить
Аризону"
и
"Перекресток
Миллера"),
а
вме-
сте
с
этим
усталости
и
штампов.
Впечатляет.
"Ф арго"
(Fargo)
Последний
ФИЛЬМ
Этана I и
Джоэла
Коэнов.
получив-
ших
приз
за
режис-
суру
на
последнем
Каннском
кинофес-
тивале,
поразил
зрителей
способно-
стью
братьев
радикаль-
предыдущая страница 70 ПТЮЧ 1996 09 читать онлайн следующая страница 72 ПТЮЧ 1996 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст