Кажется, гей-тема, развившаяся в Америке от полного отторжения до всеоощего признания, окончатель-
но опустилась и отдалась мидл-классовому вкусу как дешевая проститутка. Действительно, вряд ли в
1969 герои знаменитого Stonewall - когда гомосексуалисты впервые оказали открытое сопротивле-
ние полиции - могли предположить, что меньше чем через 30 лет полудокументальная лента
Stonewall получит приз зрителей как лучший английский фильм на Лондонском кинофестивале.
Может быть, это произошло и потому, что режиссер "Стонуолла" Найджел Финч умер от СПИДа во
время монтажа, но это только подтверждает, что отношение к гомосексуальной теме всегда было
окрашено оскорбительной для геев жалостью.
Именно борьба против жалости со стороны гетеросексуального общества объединила лет 5 назад не-.
сколько очень талантливых и разных режиссеров. Тодд Хейнс, Грегг Араки. Айзек Джулиен. Том Кэ-
лин и другие менее известные авторы вырвались из узких рамок специальных гей-фест ивалей на
передовую мирового кино с пометкой "cult" и лозунгом "new queer cinema" (новое педерастическое
кино). В чем была причина такого успеха? Причин как минимум четыре:
11111104
- м ощ ная реакция п р оти в Гол л и вуд а, которы й и зо б р а ж а л го м о с е к с у а л и с т о в л ибо бол ьн ы м и и ущ ер бн ы м и , л и б о
V
п он отл и вы м и ж и в о тн ы м и [н е д о в о л ь ств о а м е р и к а н ск о го ге й -с о о б щ е с т в а Гол л ивудом д о с ти гл о пока п о сл е ры кода
ппеш-йпейжтскин китов “Основной инстинкт" Пола Веонивена и "Молчание ягнят" Ожонатанаійеммг гле со-
’л *
п с е в д о -ф р е й д и с т с н и н к и то в “ О сновной и н с т и н к т “ Пола Вернувена и "М ол чан и е ягн ят" Д ж он атан д -Д ем м е; где с о -
о тв е тств е н н о б и с е к с у а л к а и т р а н сс е к су а л с т а н о в и л и с ь уб и й ц а м и ];
> Х
'
- р е зк и й в сп л е ск и н те р е са к м а л о б ю д ж е тн о м у кино и появление тани н ф е с т и в а л е й как Sundance, с е й ч е т к о й ориен-
та ц и е й на ф и л ь м ы н е за в и си м ы й р е ж и ссе р о в , зк сп е р и м е н ти р у щ и н как с т е м о й , тан и с э с т е т и к о й , в то м числе’ >
го м о эр о ти ч е сн о й (п о л н о м етр аж н ы е д е б ю ты Том а Кэлина "О бм орок" и Т о д д а Нейнса "О д" в начале 90-« в п е р в ы е :-
бы ли показаны в С а н д зн се , п о л уч и л и та м п р и зы , а позж е м е ж д ун а р о д н о е признание];
’ *
- а гр е сси в н а я п о зи ц и я з т и н р е ж и ссе р о в по отн ош ен ию к окр уж аю щ ем у о б щ е ств у [слово ич и е е г-п е д е р а ст '.‘ в отл ичи е
о т спокойного " у а у -г о м о с е к с у а л и с т " .з д е с ь з в у ч и т как м а н и ф е с т и наглая провокация];
- н ео ж и д ан н ы й ф е сти в а л ь н ы й и м а ссо в ы й успен р е ж и ссе р о в вроде Гаса Ван Санта, чьи ф и л ьм ы на г е й -т е м у б ы л и но-
рош о приняты к р и ти к а м и и ге те р о се к су а л ь н о й а у д и то р и е й .
£
Но, пожалуй, это единственное, что объединяет таких разных режиссеров.
То
В только один заметный игровой фильм
ОбМОрОН
(The
ЗШООП].
который в 1992 ст
Ибытием. Он действительно стоил внимания. Черно-белый "Обморок" в очень
■ и в эстетике 20-х годов восстановил подлинную историю, послужившей основой для знаме-
ни итого старого фильма Хичкока "Веревка": два еврея-любовника. чтобы поддерживать в на-
пряжении свои отношения, совершают разной степени тяжести преступления, пока не уби-
вают 13-летнего мальчика. Продюсером "Обморока", ставшего одним из самых художествен-
но убедительных фильмов последних лет, была Кристин Вашон. любимый персонаж всех
I американских "независимых", благодаря которой стали возможны и другие арт-фильмы:
"Детки" Ларри Кларка и "Я стреляла в Энди Уорхола" Мэри Харрон.
В отличие от Кэлина. ТОДД НбЙНС много снимает, и не только на гей-тему. Обычно его включа-
в new queer cinema из-за его лучшего фильма
ЯД
[Poison],
получившего в 1991 в Сандэнсе
приз жюри. В очень вольной экранизации новелл Жана Жене он, кроме соответст-
вия смыслу литературы Жене - страдания как наслаждения и наоборот, идеально выразил
поэтику и эстетику кино 90-х: болезненный нонконформистский пафос, любовь к черно-бе-
лому изображению и новеъльную форм)7
. Его предыдущий фильм 1987 года -
"С уп ер зв езд а;
и сто р и я Нарен Карпентер" [S u p erstar: The Karen C a rp e n te r S tory)
- был очень остроумным пересказом
истории борьбы бывшей звезды с анорексией в беседе кукол Барби и Кена.
После "Яда" Хейнс попытался увернуться от штампа new queer cinema и снял нашумевшую
БеЗОПаСНОСТЬ
[Safe],
которую многие критики назвали лучшим американским фильмом про-
Мэри Харрон
и Том Кэлин
"Безопасность "
Тодд Хейнс
предыдущая страница 82 ПТЮЧ 1996 09 читать онлайн следующая страница 84 ПТЮЧ 1996 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст