Берлин
Я недаром сказал, что Sundance является поставщиком новых идей. Hal
Берлинском фестивале, проходящем каждый год в феврале, два сандэн-
совских фильма были показаны во внеконкурсной программе: “Добро по-
жаловать в кукольный дом” Тодда Солондза и
“Прыжок” (Frisk)
его тезки
Тодда Вероу о гомосексуальном садомазохизме. В Сандэнсе второй фильм
прошел вполне спокойно, но в более буржуазном Берлине на премьере я|
то и дело вздрагивал от стука отвалившихся челюстей.
Вообще Берлин в этом году неприятно поразил консерватизмом и нацелен-!
ностью на Голливуд. Иначе чем объяснить вручение приза за лучшую муж-|
скую роль такому плохому актеру как Шон Пенн за фильм
“Прогулка мертвеца” (Dead Man Walking),
который
том претендовал, на “Оскар” по нескольким номинациям? Или присуждение высшей награды - “Золотого мед-1
ведя” - плоской и скучной экранизации Джейн Остин
“Чувство и чувствительность” (Sense and Sensibility),
снятой]
тайваньцем Энгом Ли на американские деньги с одиозными британскими звездами Эммой Томпсон и Хью Г ран-1
том? Невольно с тоской вспоминаешь Берлинский фестиваль 93-го года, когда Энг Ли получил того же “Мед-
ведя" за немного банальный, но вполне симпатичный “Свадебный банкет”. К сожалению, жюри нынешнего фе-
стиваля под председательством Никиты Михалкова предпочитало не рисковать и приветствовало больше тра-
дицию, чем прогресс.
Устроители Берлина’96 и не скрывали, что рассматривают фестиваль как трамплин к “Оскарам”, которые
вручают месяцем позже. Голливудская экспансия была немного утомительной. Подряд шли слабенькие
“Кон-
тракт с коротышкой” (Get Shorty),
“Домой на каникупы” (Home for the Holidays)
“Никсон”
“Мэри Рэйпи”
мультик
Toy Story,
а также две скучнейшие исторические драмы
“Ричард III”
и
“Реставрация” (Restoration),
где игра-
ли одни и те же актеры.
Гость Берлинского
естиваля Брюс Уил
лис в "Двенадцати
обезьянах"
Один из
самых
спорных
призов -
Ш
он
Пенн
в "Про-
гулке
мертвеца
Единственной радостью стала европейская премьера последнего фильма Терри Гиллиама
“Двенадцать
обезьян” (Twelve Monkeys,
см. Птюч №8), который в очередной раз доказал, что американское кино бы-
вает хорошим, только когда за ним стоит европейское прошлое.
Если не считать таких приятных моментов, как интересная внеконкурсная программа, в целом Берлин
оставил тягостное впечатление, как всякое искусство, которое хочет продаться подороже, но в ито-
ге трепыхается на мелководье.
Канн
Предъюбилейный 49-й Каннский фестиваль, который не только является самым крупным и престижным, но и
открывает каждый май летний фестивальный сезон, встретил гостей большими постерами с молоденькой
Лив Тайлер, звездой длинного, скучного и устаревшего фильма Бернардо Бертолуччи
“Украденная красо-
та” (Stealing Beauty)
Не менее скучным оказался и призер Канн - обладатель золотой пальмовой ветви -
фильм
“Секреты и обманы” (Secrets and Lies)
англичанина Майка Ли. Не приехавший в Канн Ларе фон Трир
удовлетворился специальным большим призом жюри за
“Разбивая водны” (Breaking the Waves),
в котором
мне очень понравилась молодая актриса Эмили Уотсон.
В отличие от Берлина, Канн в этом году на удивление мудро выдержал баланс коммерции и искусст-
ва. Любители звезд получили звезд, поклонники кино получили кино. Все-таки нигде в мире нель-
зя посмотреть столько хороших картин. Больше всего мне понравились:
“Автокатастрофа” (Crash) -
замечательный фильм Дэвида Кроненберга о людях, сексуально возбуждающихся во время аварий;
“Фпирт
С
несчастьем” (Flirting With Disaster)
Дэвида 0. Рассела, в котором героиня Патриции Аркетт ра-
зыскивает своих родителей; и наконец, одна из каннских сенсаций -
“Фарго”
Этана и Джоэла Ко-
энов (см. Птюч №9), совершенно справедливо получивших приз за режиссуру.
Еще мне понравились последние фильмы Роберта Олтмена и Питера Гринуэя - режиссеров, которые
в этом году считались аутсайдерами (по-моему, необоснованно): о
“КанзасСити”
старйчка Олтме-
на читайте рубрику видео в этом номере, а
"Постельное чтение” (The Pillow Book)
Гринуэя настолько
красивое и культурное зрелище, что его многочисленные противники могут помалкивать.
Но главное, из-за чего стоит запомнить Канн’96 - это, конечно, внеконкурсный показ
“Трэйнспот-
тинга”
Дэнни Бойла (см. Птюч №10). И это ирония всех кинофестивалей вообще: они запоминаются
не по фильмам, которые получают призы, а по фильмам, которые адекватны своему времени. Канн уже
во второй раз представляет всему миру главные фильмы 90-х. Два года назад это был Pulp Fiction,
в этом - Trainspotting.
Ради этого Канну можно простить и банальную красную тряпку для звезд, и глупый ажиотаж вокруг них,
и дешевую рекламу.
За Trainspotting можно простить многое.
Юэн Макгрегор у
Гринуэя (слева -
с Вивиан By) и
Дэнни Бойла
(справа)
(Продолжение
в следующем
номере)
предыдущая страница 55 ПТЮЧ 1996 11 читать онлайн следующая страница 57 ПТЮЧ 1996 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст