w r
СЛРАВП
:
ЛуиЗа
20-е
СЛЕВА; ФОТО ИЗ
ЛОВ HARPER'S
ELLE И THE FACE
90-Х ГОДОВ.
МОДА
. ПРЯМАЯ НА-
СЛЕДНИЦА
НЕМОГО
КИНО
. СОЗНАТЕЛЬНО
ИЛИ
НЕТ НЕ МОЖЕТ
ОТКАЗАТЬСЯ
ОТ
блюдечке", - раздраженно сказала Сен-Де-
Так и
было
. Вслед за ОешзИаиж
, где она
научилась профессионально двигаться, ей
поднесли на серебряном
блюдечке бродвей-
ские шоу, потом
Голливуд
, потом
- Европу и
Вильгельма Пабста. А
потом
отняли
все разом
, наказав за отказ играть по
прави-
В то время как голливудская карьера Луизы
Брукс стремительно развивалась, немецкий
режиссер Пабст искал исполнительницу роли
Лулу в "Ящике Пандоры” - экранизации двух
пьес Ведекинда. Поиски продолжались два
года - беспрецедентно долго для эпохи не-
мого кино
. И
театральная, и
кинематографи-
ческая традиции превращали Лулу в вариа-
цию
декадентской Саломеи
, что противоре-
чило намерениям
Ведекинда: "Когда я сочи-
этот образ, я воображал себе само есте-
ство
, спонтанность, простоту детства.
..”
Пабст хотел порвать с амплуа вамп
. Вернее
, показать на экране новую
и
куда более
опасную
вамп - абсолютно невинную
, чистую
, как дитя, сияющую
, как цветок
, по-
корную
первобытным
чувственным
импульсам
, а потому творящую
зло бессозна-
тельно
. Одной из главных претенденток на роль была Марлен Дитрих.
Пабст считал, что Дитрих была слишком
старой и
вульгарной
: “Один сексуаль-
ный взгляд, и
картина превратилась бы
в бурлеск". В
фильме Говарда Хоукса
“Девушка в каждом
порту” он увидел Луизу Брукс и
сразу же связался со сту-
дией Парамаунт, спрашивая, может ли он пригласить эту актрису. В это время
студия сильно урезала актерские гонорары
, пользуясь переходом
от немых кар-
■■
тин
к звуковым
. Луиза Брукс была единственной
, кто отка-
зался подписать новый контракт, предпочтя покинуть Пара-
маунт. Только тогда ей сказали о
предложении некоего не-
мецкого режиссера, которое теперь она вольна была принять
.
получил согласие Брукс именно в тот момент, когда,
отчаявшись, уже собирался ангажировать Дитрих.
Выбор Пабста был гениален
. Дитрих сыграла бы
(и сыграла
два года спустя в “Голубом
ангеле”) вульгарность, животную
и
бездушную
сексуальность, торжествующий апофеоз плоти
, в
столкновении с которой дух терпит крушение
. Брукс создала
новый тип эротизма - без тени вульгарности или порочности
,
но
и
без назойливой инфантильности - полуженщину-полу-
ребенка с непосредственной и
чистой душой
.
Пригласив американскую
актрису, Пабст выбрал не только
ослепительную
женщину и
уникальную
актрису. ОН
ВЫБРАЛ
МОЛОДУЮ
КУЛЬТУРУ - НЕ ОДРЯХЛЕВШУЮ
. НЕ ОТЯГО-
ЩЕННУЮ
КОМПЛЕКСАМИ
И
РЕФЛЕКСИЯМИ
, НЕ РАССУЖДАЮЩУЮ
.
За американским
происхождением
Луизы
дорисовывались бескорыстная алч-
ность, наивная жестокость, ведекиндовский “дух земли”. Брукс и
Пабст наруши-
ли традицию
ЛУИЗА БЫЛА ПЕРВОЙ
АМЕРИКАНСКОЙ
КИНОЗВЕЗДОЙ
,
ПРИЕХАВШЕЙ
ЗАВОЕВЫВАТЬ ЕВРОПУ. До сих пор
европейские акт-
рисы
отправлялись покорять Голливуд
. Американцы
искали в них ев-
ропейскую
сложность и
загадочность. В Луизе Брукс европейцы
нашли
ясность и
естественность Нового света.
Когда немецкий киновед Лотта Эйснер впервые увидела фантастически
красивую
американку на съемках “Ящика Пандоры”, та сидела в сторо-
не
, вежливо уклонялась от разговора и
упоенно читала книгу, которая к
Эйснер оказалась томиком
Шопенгауэра. Много лет спустя
спросила у Брукс, не было ли это ловким
рекламным
трюком
.
Представить, что красавица, актриса и
АМЕРИКАНКА в перерывах меж-
ду съемками читает философские трактаты
, Эйснер не могла. Однако
Брукс, которая ничего не делала напоказ, действительно читала запоем
- и
в Европе
, и
в Америке
, удивляя этой страстью
своих коллег. Но
при
этом
она почему-то так и
не удосужилась прочесть сделанный специ-
для нее английский перевод пьесы
Ведекинда.
Текст этого перевода валялся на полу у нее в номере
, пока его не вы-
бросил оскорбленный ассистент Пабста. Таким
образом
, Брукс имела
весьма туманное представление о
смысле и
сюжете пьесы
. Пабста это
вполне устраивало
. Брукс вспоминала, как он работал с ней
: “Луиза,
предыдущая страница 92 ПТЮЧ 1996 12 читать онлайн следующая страница 94 ПТЮЧ 1996 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст