If
КОМУ
ОН
НУЖЕН
завтра ты
должна быть готова к большой сцене скандала". Или
:
"Сегодня в первой сцене ты
будешь плакать”. Метод
Пабста основывался на абсолютном
доверии ее
чувственным
реакциям
и
разрушал устоявшу-
юся в немом
кино систему выразительности
,
в которой определенным
эмоциям
должны
были соответствовать определенные ви-
зуальные знаки
. Это было так необычно
,
что даже многие партнеры
по фильму счи-
тали Брукс дилетанткой
, красивой американ-
ской аферисткой
, околдовавшей Пабста
.
Горничная Луизы
, раньше работавшая
у Асты
Нильсен
, горячо привязалась
к своей новой хозяйке только по-
тому, что считала ее худшей акт-
рисой в мире
.
J Когда фильм
появился, его приняли холодно
. Во-первых, шо-
кировала смелость эротических сцен
, в частности
, лесбийских.
Во-вторых, проститутка Лулу существовала вне морали
: лучезарная
красота и
детское обаяние ставили ее выше общеприня-
тых норм
, превращали не столько в
палача, сколько в жертву. И
в-треть-
их, публика не была готова воспринять
новую
систему игры
, предложенную
Пабстом
и
Брукс. Газета New
York Times
писала: "Мисс Брукс привлекательна и
по
ворачивает голову и
глаза в нужные моменты
,
но
что именно она пытается выразить - радость,
горе
, гнев или удовольствие - часто понять трудно”.
Другой критик сказал определенней
: "ЛУИЗА БРУКС НЕ МОЖЕТ ИГ-
РАТЬ
. ОНА
НЕ СТРАДАЕТ. ОНА
НЕ ДЕЛАЕТ НИЧЕГО”.
Оба критика оказались правы
. Она действительно "не играла". Она отка-
зывалась выражать горе
, радость или гнев условной мимикой и
жестами
,
часто напоминавшими пантомиму в классическом
балете
. Она "не делала
ничего”, всего лишь лучезарно “присутствуя” на экране
. И
тем
самым
опередила свое время лет на 30
. Игра Луизы
Брукс показалась современ-
ной в 50-е годы
и
кажется такой же сегодня, потому что ее естествен-
ность почти физиологична, мускульна, не подчинена нормам
времени
. Это
мгновенная реакция на непосредственный раздражитель. Отсюда - живот-
ное
, примитивное
, первобытное начало в ее Лулу. Но
в 1928 году никто кро-
ме Пабста не смог оценить грандиозность ее работы
.
С
Пабстом
Луизу Брукс связывали сложные отношения. Он
был, вероятно
,
единственным
мужчиной
, к которому она относилась с пиететом
. С
остальны-
ми - многочисленными любовниками
, друзьями
, поклонниками
, мимолетным
мужем
- Брукс обращалась подобно своей героине Лулу - как странная
femme fatale, чья неосознанная жестокость была обратной стороной пассив-
ности
, а чувственность - обратной стороной любопытства. (В своей книге она
писала, что любовь была для нее путешествием
в неизвестность. Неизвестное
быстро становилось известным
, а потому требовались новые маршруты
.)
Пабст отождествлял Луизу с Лулу. Он
бешено ревновал к поклонникам
, шпио-
нил за ней
, рылся в ее вещах, вырывал из рук бокалы
с алкоголем
. "В те ред-
кие вечера
, когда я ужинала у него дома, его жена Труди обычно уходила из
комнаты
, хлопая дверью
, - вспоминала Брукс. - Мистер Пабст был весьма
респектабельным
человеком
, но у него была удивительная коллекция непри-
стойных фотографий
. Среди них была даже обнаженная Сара Бернар с вее-
ром
из черных кружев
." Позже она рассказала, что была с Пабстом
в по-
стели один раз и
больше не рискнула повторить это
, боясь сыграть роль
Лулу в его жизни
.
Пабст хотел, чтобы
Брукс осталась в Европе
. Для этого Луизе, не
знавшей ни
слова по-немецки и
по-французски
, пришлось бы
вы-
учить языки
, но при ее уме и
способностях языки проблемы
не
представляли
. Проблема была в другом
- в вечной пассивно-
сти Луизы
, ожидавшей
, что "жизнь ей поднесут на сереб-
ряном
блюдечке". Или же уверенной
, что смысл жизни
Б
этот
находится где-то вне кино и
выступлений на сцене
. В своей книге она
описала один из последних разговоров с Паб-
стом
. Он
разозлился и
произнес фразу, кото-
рая оказалась пророческой
: “Твоя жизнь в
точности такая же
, как жизнь Лулу. И
ты
кончишь таким
же образом”. Лулу в
ильме погибает от руки Джека-Потро-
шителя, с которым
совершает нечто
вроде свадебного обряда
. Луизе Брукс
предстояло погибнуть как актрисе от ру-
ки
Голливуда, с которым
она совершила
’ нечто вроде бракоразводного процесса.
Перед тем
как вернуться в Америку, она снялась во
французском
фильме “Приз за красоту” и
у
Пабста в "Дневнике пропащей девушки" -
едва ли не последней немой ленте в пери-
од тотального перехода к звуко-
вому кино
. Этот переход стал
для Брукс роковым
. Еще перед
съемками “Пандоры” она сыгра-
ла в голливудском
фильме "Случай
с убийством
канарейки”. Теперь студия Парамаунт собиралась
переделать эту картину в звуковую
и
ей нужна была Луиза. Но
Брукс, не простившая того
, что студия так легко позволила
ч
ей разорвать контракт и
уехать в Европу, ответила отка-
зом
. Боссы
Парамаунт предложили больше денег - она
вновь отказалась. Когда она отказалась в третий раз,
ей пригрозили
, что она никогда не будет больше ра-
ботать 8 Голливуде. Она презрительно бросила, на-
слаждаясь своей маленькой местью
: "Кому он
нужен
,
этот Голливуд?” Студия вынуждена была пойти на огром-
ные расходы
, сняв вместо Брукс в ряде сцен другую
актрису и
озвучив ее роль другим
голосом
, что фактически уничтожило
картину. Оскорбленный Голливуд сдержал свое слово - Луиза
Брукс была изгнана из американского кино под предлогом
, что ее
голос не подходит для звуковых фильмов. Она продолжала изред-
ка появляться в незначительных картинах, в 1931 году ушла из Гол-
ливуда (ей всего двадцать пять!), зарабатывала на жизнь танцами в
ночных клубах. В 1936-м
снова сделала попытку вернуться в кино
,
мелькнула в паре вестернов и
окончательно ушла в 1938-м
. В начале
40-х выступала на радио (голос Брукс, кстати
, был замечательно кра-
сивым), потом
оставила шоу-бизнес, попыталась жить в отцовском
доме в Канзасе, переехала в Нью-Йорк. С
конца 40-х перестала появ-
ляться на публике - до тех пор
, пока в середине 50-х европейцы
не вы-
тащили "Ящик Пандоры" из забвения и
не создали миф
Лулу - Луизы
Брукс.
Ее ранний уход из кино можно объяснить не только гордостью
, равно-
душием
, отказом
бороться или неудачным
стечением
обстоятельств
.
Скорей всего
, Луиза Брукс исчерпала себя ролью
Лулу. А
миф
Лулу
сопротивлялся старению
. Знаменитая прическа Брукс была в конце
концов всего лишь девчоночьей стрижкой
. Грету Гарбо часто называ-
ли андрогином
, но
ангелы
и
сфинксы
не имеют пола. Мужской костюм
Дитрих был призван подчеркнуть ее роковую
власть над мужчинами
.
Андрогинность Луизы
Брукс связывалась с детством
, с подростковой
неоформленностью
. На экране она была гениальным
ребенком
, чей
ге-
ний грозил улетучиться с возрастом
.
"Актерская карьера - самый унизительный вид рабства”, - однажды
ска-
зала Луиза Брукс, всегда отстаивавшая свою
независимость и
свое одино-
чество
. И
все-таки оказалась в плену у Лулу, хотя изо всех сил этому
сопротивлялась. Например
, уйдя из кино
, отказалась носить леген-
дарную
челку и
туго зачесывала волосы
назад
. Рисовала пей-
зажи
, напоминавшие древнекитайскую
живопись. Подпи-
сывала их в китайском
стиле - ЛУ БРУ
. Нечто сре-
днее между Луизой Брукс и
Лулу.
Г О Л Л И В У Д ?
ff
предыдущая страница 93 ПТЮЧ 1996 12 читать онлайн следующая страница 95 ПТЮЧ 1996 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст