Кинофестивали’
96
:
i i a i i i i c T i v
и
р а з о ч а р о в а н и я
Часть 2 (начало в Птюч №11)
Венеция
Джулиан Шна-
бель и
испол-
нитель Баскиа
- Джефри Райт
- на съемках
Лайам
Нисон в
“Майкле
Коллин-
зе"
Как любой крупный европейский фестиваль, в этом
году Венецианский был занят кокетливой
войной с американским коммерческим
кино. Настолько кокетливой, что сдался на милость по-
бедителя в первый же день. Во всяком случае, Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро
, Брюс Уил-
лис и другие заокеанские кинозвезды чувствовали себя здесь лучше всех.
Потерпела фиаско и
другая идея-фикс фестивальных устроителей. С
самого создания Ве-
нецианский фестиваль, проводившийся в конце этого лета уже в 53-й раз, относился к
самому себе как к плацдарму пропаганды
родного итальянского кино
, точно так же,
как Каннский считает себя проводником
французских фильмов. Напрасный труд - в
последние годы
почти все призы
обоих фестивалей увозят иностранцы
. Мало того
,
не просто иностранцы
, а ненавистные американцы
.
Показательно
, что и
в жюри американцев было больше всех: автор моего люби-
мого фильма "Дым" Пол Остер
, Анжелика Хьюстон и
, наконец
, председатель,
"американский европеец" Роман Полански
, который
, как известно, больше все-
го любит американское кино с европейским влиянием (это именно он
, будучи
председателем жюри Каннского фестиваля 5 лет назад, присудил главный приз
братьям
Коэн за "Бартона Финка").
Тем
не менее, результаты работы
жюри были
, мягко говоря, разочаровывающи-
ми
. Правда, оно догадалось наградить тремя утешительными призами (за сцена-
рий
, музыку и
художественное решение) очень красивый фильм
Артуро Рипстайна
Carm
in profond
; отдать кубок Volpi за лучшую
роль второго плана актеру (американ-
скому актеру!) Крису Пенну, замечательно сыгравшему в "Похоронах" (The Funeral)
Абеля Феррары
; и
присудить гран-при Отару Иоселиани за его французский фильм
Brigands (в России перевели как "Двенадцать разбойников").
i
Вот, собственно, и
все радости. При награждении призом
за лучшую
женскую
роль жюри реши-
ло соригинальничать и
отдало его 4-летней девочке (безумие!) Виктории Тивизол за фильм Жака
Дуайона "Понетт" (Ponette). Но когда приз за лучшую
мужскую
роль получил Лайам
Нисон
, а "Зо-
лотого льва" - фильм "Майкл Коллинз" Нейла Джордана, я задохнулся от возмущения. Этот ничем
не примечательный байопик (сразу вспоминаются JFK, "Никсон", "Хоффа", "Малкольм
X" и
множе-
ство подобных серий "из жизни замечательных людей") - худший образец американского влияния
на европейское кино (хотя "Майкл Коллинз" посвящен освободительной борьбе ирландцев, про-
финансировал его крупнейший голливудский продюсер Дэвид Геффен). И
этот фильм
получает главную
награду на фестивале, который из года в год
твердит о
своей любви к авторству и
прогрессу! Я никогда не был поклонни-
ком
снимающей в Америке австралийки Джейн Кэмпион
, но ее "Портрет ле-
ди" (The Portrait O
f A
Lady) по роману Генри Джеймса с Николь Кидман и
Джоном
Малковичем
был как раз тем
компромиссом
между авторским сти-
лем
и
демократической доступностью
, который Венеция-96 могла бы
попри-
ветствовать. Но Кэмпион сняла фильм с конкурса.
Так что из обширной фестивальной программы
(больше 100 конкурсных и
внеконкурсных фильмов) в разряд радостей, к сожалению
, я смог отнести
только не получившего ничего "Баскиа" (Basquiat) Джулиана Шнабеля,
очень живую
кинобиографию
художника Жан-Мишеля Баскиа, которую
дав-
но хотел посмотреть. Но мои вкусы
разделили только зрители и
критики, да;
и
то далеко не все.
Николь
Кидман в
“Портрете
леди"
предыдущая страница 95 ПТЮЧ 1996 12 читать онлайн следующая страница 97 ПТЮЧ 1996 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст