металась с игровым кино. В основе
сюжета - история мальчика, кото-
рый писал в постель. Все издева-
лись над бедолагой, и одна только
добрая бабушка заботилась о ма-
лыше. Фильм оказался удачным и
завоевал несколько призов, а Линча
пригласили "подучиться" в специ-
альном центре при Киноинституте.
Линч получил дотацию на произ-
водство полнометражного фильма
и в 1971-м начал разрабатывать сю-
жет для "Головы-ластика". Через
год он приступил к съемкам. Впро-
чем, деньги быстро кончились, и
Линчу пришлось подрабатывать
разносчиком газет. Семья жила в
полуразрушенном доме в одном из
самых криминальных районов на
окраине Лос-Анжелеса, атмосфера
которой во многом предопределила
мрачность фильма (мрачность уси-
ливалась тем, что съемки проходи-
ли главным образом по ночам). Же-
на Линча не выдержала такого об-
раза жизни и ушла от него, но вско-
ре он нашел новую подругу - сестру
фильм начинается), а Генри счастливо
обнимается со своей возлюбленной из
радиатора, которая в песенке обещает
ему жизнь в Раю.
..
В общем, мы так до конца и не понимаем,
какой же мир был реальным и был ли он
вообще.
Работа Линча-художника
давнего приятеля, режиссера Джека
Фиска.
В 1978-м первый большой фильм
Линча "Голова-ластик" вышел на эк-
раны и был с восторгом встречен в
кругах странноватых посетителей
ночных кинотеатров, которые не за-
медлили объявить режиссера сво-
им новым кумиром.
В фильме заметно влияние "учите-
лей" Линча - Бунюэля, Кокто, Фри-
гости к ее родителям. Ген-
ри (Джон Нэнс) знакомит-
ся со странным семейст-
вом: отец смакует синте-
тических цыплят, мать
одержима сексуальностью
своей дочки. Генри с де-
вушкой (Лора Дерн) и ре-
бенком переезжают к не-
му домой. Ребенок - нече-
ловекообразное чудовище
- без конца кричит, и
обессилевшая мать ухо-
дит, поручая все заботы о
нем бедному Генри.
Значительную часть своей
жизни Генри проводит в
созерцании снов. Однаж-
ды ему снится, что из его
головы делают ластики;
вообще мир его фантазий
наполнен загадочными
тварями, повсюду извива-
ются сперматозоидопо-
добные создания. Однако
в этом мире обитает его
истинная возлюбленная -
девушка из радиатора.
Именно к ней Генри всей
душой стремится, что,
впрочем, не помешало
ему изменить с соседкой.
Линч поставил, пожалуй,
одну из самых отврати-
тельных сексуальных сцен
в современном кино: два
любовника вместе с кро-
ватью исчезают в какой-то
омерзительной жидкости,
и только роскошные воло-
сы собл^нительницы пла-
вают на ^поверхности.
В конце концов Генри пы-
тается убить своего ребен-
ка, но тот превращается в
огромное чудовище. Оно
ПОПУЛЯРНОСТЬ И ПЕРВЫЙ ПРОВАЛ
"Голова-ластик" очень понравилась Мелу
Бруксу, котрый увидел в Линче режиссе-
ра, наиболее подходящего для осуществ-
ления постановки "Человека-слона"
(1980). Мастер эстетизации всяких гадос-
тей, полагал Брукс, как никто другой смо-
жет переложить для кино старый как мир
конфликт между внешним уродством и
внутренней красотой и рассказать траге-
дию Джона Меррика, жившего в Англии
100 лет назад и считавшегося самым
большим уродом в истории человечества.
Меррик родился монстром, потому что
его беременную мать сбил слон. Подрост-
ком он был продан в цирк, где жестокий
хозяин показывал уродства Джона любо-
пытным. По счастливой случайности,
Джона заметил доктор Тривс (Энтони
Хопкинс), он понял, что вылечить Мерри-
ка не удастся, однако сделал все возмож-
ное, чтобы тот почувствовал себя счастли-
вым. Джон оказался тонким, умным и бы-
стро снискал любовь персонала больни-
цы. Уроду дарили массу разных безделу-
шек, у него появилось много друзей. Но
были ли все эти люди "друзьями", не при-
ходили ли они просто поглазеть на урод-
ство? Этот вопрос мучил доктора: почему
он принимал такое участие в устройстве
судьбы Меррика - был ли это научный
интерес, хотел ли он искренне помочь
Джону или же просто пытался привлечь
клиентов газетной шумихой?
Фильм был выдвинут на "Оскар" по 8 но-
минациям, но ничего не получил. Однако
это не остановило продюсеров - крупней-
шие кинокомпании засыпали Линча пред-
ложениями о сотрудничестве. Джордж
Лукас предложил ему снимать третью се-
рию "Звездных войн", на что Линч ответил
отказом и принялся писать сценарий для
студии Фрэнсиса Копполы. Но этот проект
так и остался нереализованным, и Линч
себе на беду принял предложение снять
фильм "Дюна" по культовому фантасти-
ческому роману Фрэнка Херберта.
"Дюна" была очень дорогим удовольстви-
ем. Роскошные монстры и декорации из-
власть над планетой. Герцог погибает, но его
сын (Кайл Маклахлэн) продолжает борьбу. О
проходит массу испытаний и доказывает, что
является сверхчеловеком, появления которого
так боятся все злые силы. Одновременно по
пророчеству он становится мессией и предво-
дителем гордого народа Дюны. Он познает се-
крет огромных червей, охраняющих Меланж,
I
с их помощью побеждает императора.
То, что получилось в результате, было, в сущ-
ности, не фильмом, а набором иллюстраций к
культовому роману, и кино явно уступало про-
зе. Лишь отдельные сцены отмечены присутст-
вием знаменитого "линчевского юмора".
Фильм подвергли разгромной критике, сборы
были ничтожными. В конце концов его купило
телевидение - он был сокращен почти на треть
1ЧП
и Линч потребовал убрать из титров свое имя.
Только в 1986 году Линч снял свой очередной
фильм, и долгое молчание было оправдано
появлением шедевра "Синий бархат". Фильм
кажется автобиографическим. Действие
происходит в провинциальном городке, раз-
меренная жизнь которого вдруг нарушается
событиями в духе Кафки, Бунюэля или Хичко-
ка.
Студент Джеффри (Кайл Маклахлэн) приехал
погостй'гь домой и, прогуливаясь по городу,
нашел.
.. отрезанное ухо. Оно-то и становится
"пропуском" в другой мир, где, в отличие от
райской тишины провинциального городка, в
порядке вещей война наркодельцов, сексуаль-
ные извращения и насилие.
Джеффри начинает свое "расследование" и
втягивается в опасную игру, которую ведут ме-
стные бандиты. Один из них (Дэнис Хоппер)
жить не может без "веселящего газа" (особое
"Синий бархат'
І Є
приході
то поглазеть на уродсті
ца Ланга, в какой-то мере "Голова-
ластик" стала прямым продолжени-
ем киноисследований авангардис-
тов 20-30-х годов. Линч поселил в
фантастическом мире кошмарных
героев-призраков, которые живут,
кажется, по законам подсознания,
руководствуясь в своих действиях
логикой сна. Поэтому сюжетную ли-
нию определить практически невоз-
можно.
Генри (его волосы стоят дыбом,
будто он все время находится в со-
стоянии шока) живет в индустри-
альном районе, бродит по пустын-
ным улицам. Через свою соседку-
проститутку он узнает, что его по-
друга (она уже давно ушла от него)
родила ребенка и он приглашен в
готово проглотить Генри,
но голова монстра вдруг
превращается в Планету,
та лопается, и в образо-
вавшееся отверстие уст-
ремляется камера.
.. Зри-
тель оказывается в другом
мире: непонятный человек
дергает какие-то рычаги (с
Планеты и Незнакомца
готовил трехкратный обладатель "Оска-
ра" за спецэффекты Карл Рембальди, в
фильме снялись известные актеры Макс
фон Сюдоф, Шон Янг и Сильвана Манга-
но, небольшую роль сыграл Стинг, впер-
вые появился на экране будущий агент
Купер Кайл Маклахлэн.
Действие картины происходит в 10991 го-
ду. На планете Дюна добывают минерал
Меланж (на самом деле, конечно, фанта-
стической силы наркотик), с помощью ко-
торого возможны путешествия во време-
ни и пространстве. Злые (Император Все-
ленной и его сподручный Барон) и доб-
рые (Герцог) силы вступают в борьбу за
дыхательное приспособление всегда при нем)
возбуждается исключительно на синий бархат
и не снимая штанов трахает певичку из кабаре
Дороти (Изабелла Росселини - тогда она была
подругой Линча). Джеффри с интересом на
блюдает за изнасилованием, спрятавшись в
шкафу. Он пытается помочь Дороти выбратьа
из "дурной компании". Разумеется, певица со
блазняет мальчика, да он в общем-то и не
противится, хотя любит дочку полицейского
инспектора (Лора Дерн). Бандиты начинают
охоту за Джеффри, но неопытный студент уби
вает главаря злодеев. В этот момент камера
"выходит" из уха Джеффри (точно так же, как
в самом начале она вошла в отрезанное ухо),
зрители понимают, что все эти ужасы и извра-_
щения - эротические фантазии мальчика из хо|
рошей семьи. Джеффри боится своих мечта-
ний, но жаждет их воплощения.
Музыку к фильму написал Анджело Бадала-
менти, автор саундтреков ко всем последую-
щим работам Линча. В 1989 году Линч и Бада
ламенти поставили свето-музыкальное дейст-
предыдущая страница 87 ПТЮЧ 1997 01 читать онлайн следующая страница 89 ПТЮЧ 1997 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст