L a .
.E
EG
Автокатастрофа” (Crash)
канадского режиссера Дэвида Кроненберга (по од-
ноименной книге Джеймса Балларда) выходит в этом месяце в русский видеопрокат. Этот
фильм получил на Каннском фестивале 1996 года поощрительный приз жюри эа “ риск и
оригинальность” и со скандалами прошел в Испании, Италии и Франции. Серьезные про-
блемы с цензурой начались в Великобритании из-за того, что в фильме много “ агрессии,
насилия и некрофилии” . В Америке выход фильма активно блокируют защитники “ мораль-
ных устоев и семейных ценностей” во главе с телевизионным магнатом Тедом Тернером
(эта же специальная комиссия ранее пыталась запретить прокат Trainspotting).
Мутации, извращения, насилие на сексуальной почве всегда были темой фильмов Дэвида Кроненберга, и тем
удивительнее шум по поводу аморальности "Автокатастрофы". В семидесятые годы, когда Кроненберг
начал снимать, многие кинематографисты обратились к ис-
следованиям в этой области. Для Кроненберга все это от-
нюдь не было в новинку: слухи утверждают, что свою карь
еру в кино он начинал в качестве постановщика порно
фильмов. Так или иначе, первые фильмы Кроненберга
появились в одно и то
р
время, что и извест-
ные "ужастики" Брайана Де Паль-
ма ("Кэрри",
1976) и
^^~Джона
ИЕ^Карпентера
("Хеллоу-
~
____ин", 1978). Но критика ополчилась имен-
р-
на Кроненберга. По очень простой причине: согласно ка-
К^лонам horror о насильниках и извращенцах долже/быть а) интеллектуальным,
^ ^ б ) неоскорбительным для нормального человека, в) обязательно должен присутствовать
Щ-
положительный герой, который оказывается освободителем человечества, или,
-
на худой конец, жертвой, к которой зритель испытывает слезливое
сочувствие. Кроненберг, конечно, всегда делал кино с
глубокомысленным подтекстом, но с самого
начала лишил его всех лживых сен-
тиментов: исключительно
I-
положитель-
F ly ,
1 9 8 6 ) .
Злобные манипу-
ляторы способны подчи-
нить себе весь мир, используя при
этом волшебную силу порнографического
телеканала ("Видеодром", Videodrome, 1983), а
мистическая сила наркотиков заставляет человека видеть
жуков и ящеров вместо пишущих машинок и вообще совершать
массу
глупостей
("Голый
завтрак",
Naked
Lunch,
1991).
В
"Близнецах" (Dead Ringers, 1988) братья-гинекологи на-
столько связаны своим "сиамским мировоззрени-
ем", что стоит одному стать наркоманом, другой тоже тя-
нется к шприцу. Благовоспитанная публика отдохнула на
"М.Баттерфляй": о том, что один мужчина спит с другим мужчиной,
думая, что это женщина, больше говорят, чем показывают подробности.
Некоторые критики и сам Кроненберг утверждают, что "Автоката-
строфа" - фильм о любви. В каком-то смысле, конечно, они
правы, ведь фильм - о сексе. Crash действительно вре-
менами похож на сексуальную энциклопедию:
здесь показаны все возможные виды сексу-
альных отношений, от мастурбации
до лесбийского акта. Но глав-
ная
тема
фильма:
ных
героев у него нет, са-
мо зрелище вызывает отвращение, а о
симпатии к жертве речи быть просто не может.
"Патологии", о которых рассказывает Кроненберг, от фильма к фильму становят-
ся все более реальными. В начале своей карьеры он любил порассуждать о том, какие фатальные
для человечества последствия может иметь неудачная хирургическая операция ("Бешеная", Rabid, 1977), диверсия вра-
ча-маньяка ("Дрожь", Shivers, 1975 и "Выводок", The Brood, 1979), эксперимент группы злоумышленников ("Сканнеры", Scanners, 1981).
В крайнем случае, ошибка ученого может обернуться его личной трагедией, а зритель получит массу удоволь-
ствия от созерцания того, как мутант трахается со своей возлюбленной и при
этом его тело постепенно деформируется и разла-
г гается ("Муха", The
предыдущая страница 101 ПТЮЧ 1997 03 читать онлайн следующая страница 103 ПТЮЧ 1997 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст