*
л ю -
д е й .
действую -
щих лиц филь-
ма, хотя они так
и не появляются на
экране, пугает в об-
щем-то то же самое, что
вызывает шок у противни-
ков широкого проката Crash.
..
"Наша сексуальность соединяет-
ся с сексуальностью погибших лю-
дей", - говорит Вэйн, спеша с фотоап-
паратом к месту очередной аварии. Испе-
щренное шрамами тело Вэйна заворажива-
ет женщин. В его "учении" важна не только
мысль, но и тело. Он этого не скрывает и трахает-
ся с Кэтрин, с Джеймсом, с проституткой и т.д. Но
главное - всегда в своем сверхсексуальном автомобиле.
Фильм Кроненберга начинается там, где заканчивается
книга Балларда. Для культового писателя 70-х Вэйн - просто
больной человек, для Кроненберга "болезнь" - главная метафо-
ра многих его фильмов. Персонажи "Автокатастрофы" становятся
сумасшедшими, извращенцами, "больными" в понимании нормально-
го человека слишком быстро, и для этого ничего особенного не требует-
ся - всего-то банальная, соответствующим образом истолкованная авария.
Связанные с авариями и просто автомобилями вопросы мучают Джеймса и
Кэтрин. Вспоминая свою автокатастрофу, Джеймс с удивлением отмечает, что
пережитые ужсу* и боль доставили ему удовольствие. Кэтрин, которая и раньше ис-
пытывала возбуокдение от прикосновения голой грудью к блестящим поверхностям ав-
томобилей и самолетов, недоумевает: "Машины производятся с какой-то определенной
целью, которую я не могу понять". По классической библейской схеме на эти вопросы отве-
чает не добрый дядя, а "дьявол", самый опасный искуситель-извращенец, способный напра-
вить размышления героев в приятное им русло: "Половой акт похож на катастрофу". Вэйн приоб-
щает к тайному знанию, которое есть ключ к наслаждению. И демонстрирует прелести очень убеди-
тельно, принося в конце концов даже жертву, которой сам с радостью становится. А это уже не столь-
ко мистика, сколько религия, новое учение о спасении от скуки и однообразия. Поэтому некоторым фильм
кажется страшным. Поэтому защитники семейных ценностей пытаются его запретить. "Ученики" Вэйна наве-
щают не его могилу, а кладбище автомобилей - Холли Хантер трахается в покореженном "Линкольне" с Розан-
ной Аркетт (она - тоже жертва катастрофы, ее страшные шрамы однажды возбудили и Джеймса). Джеймс восста-
навливает "заряженную" предсмертной сексуальной энергией Вэйна машину и, преследуя на огромной скорости
едущую в спортивном автомобиле Кэтрин, пытается возбудить жену. Машина Кэтрин вылетает за ограждения, перево-
рачивается, и супруги занимаются любовью прямо на месте катастрофы.
Кроненберг обезопасил героев "Автокатастрофы" от возможных противников - их просто нет в кадре: ни прохожих, ни поли-
ции. Кроненберг вообще убрал все лишнее, показал совершенно самодостаточный мир, оставив только самые необходимые
звуки и световые эффекты. Событие и эксперимент в чистом виде.
Цензоры, воюющие с темой фильма, видимо, восприняли его как проповедь. Они не понимают, что "Автокатастрофа" имеет не боль-
ше отношения к реальности, чем диссертация о жизни марсиан. Единственное, что связывает героев Crash с нами - это попытка избавить-
ся от главного страха нашего времени - от страха скуки. И Кроненберг верен себе, рассуждая о том, как можно с ним бороться.
предыдущая страница 103 ПТЮЧ 1997 03 читать онлайн следующая страница 105 ПТЮЧ 1997 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст