рд Вуд в своей любимой ангорской кофточке
дов Эл Андерсон, найден-
н ы й 2 года назад мертвым
в собственном бассейне.
Заголовки звучали так: "Его смерть была такой же
безвкусной, как и его ф ильм ы ". Какой сюжет для
Бартона! Надо ли говорить, что фильмы Андерсона
были вопиюще бездарными?
Публика любит Бартона за то, что он делает Краси-
вое с большой буквы кино. Интеллектуалы любят
Бартона за то, что он в каждом фильме ставит тот
или иной чисто эстетический вопрос. В "Эде Вуде"
обсуждался вопрос относительности любых эстети-
ческих оценок - кто решил, что Эд Вуд плохой режис-
сер? Что именно было плохо в его фильмах? И если
они действительно плохи, то почему мы не можем от
них оторваться? Я, например, люблю Бартона за то,
что он в очень популярной форме комментирует крах
таких вещей как "ценность" искусства и "большое
искусство". Он полностью освобождает искусство от
элитарности, ставя знак равенства
между,элитарностью и узостью
сознания или, если хотите, д а ж
После такого "элитарного" фильма как "Эд Вуд",
Бартон, естественно, покусился на самый массовый
из киножанров - на фантастический фильм. Так по-
лучилось, что
"Марс атакует!" вышел в
американский прокат в декабре 1996,
через полгода после "Дня независимости", снятого
тоже на тему нашествия инопланетян, но в отличие
от блокбастера Роланда Эммериха, заработавшего в
прокате беспрецедентную сумму, с треском прова-
лился. Все удивлены. Казалось бы, у Бартона долж-
но быть все просчитано, а звезд первой величины
(Джек Николсон, Гленн Клоуз, Сара Джессика Пар-
кер, Пирс Броснан, Майкл Дж.Фокс, и это только*на-
чало списка) так много, что им достается всего по
несколько минут экранного времени каждому.
Но с первых же кадров (даже титров, где иг-
рает "плаваю щ ая" вязкая музыка Дэнни
Эльфмана - постоянного композитора Барто-
на) можно понять, что зрелище нам предстоит
не совсем "американское". Наоборот, прези-
дент и его супруга выглядят совершенно ка-
рикатурно; их пресс-секретарь водит в Белый
дом проституток; когда марсиане расстрелива-
ют сенаторов, старушка Сильвия Сидней радо-
стно восклицает: "Ой, смотрите, Конгресс го-
ри т!", а президента-Николсона марсиане по-
литически некорректно и гаденько убивают в
самый разгар его прочувствованной речи, ко-
торая хороша только для доверчивых избира-
телей. Вообще удивительно, как это Бартона
не обвинили в отсутствии патриотизма. Полу-
чилось, что он снова снял под маской жесто-
кой и Красивой сказки злой фарс о том, что
знают все, но говорят немногие.
Лайза Мэри - коварный марсианин
Если начать сравнивать
"Марс атакует!" с об-
разцово американским
"Днем независимости",
то здесь самое интерес-
ное в том, как все-таки
земляне побеждают не-
уязвимого, казалось
бы, врага. Тут начинает-
ся самое смешное. В
"Дне независимости"
Земля обязана своим
освобождением черно-
му, еврею и Президен-
ту, а также доблести
американской армии.
Такой финал выдает с
головой тоталитарную
природу Голливуда, ко-
торому всегда нужен
враг - после краха ком-
мунизма и истории с
Персидским заливом
пора обратиться к звез-
дам и искать врага в
других галактиках.
У Бартона тоталитарна
не государственная сис-
тема, а шоу-бизнес - не-
победимые марсиане
дохнут как мухи от веч-
е тупостью.
ного бодренького голо-
са Тома Джонса, кото-
рый пел и 40 лет назад,
и еще 40 лет будет петь,
хотя пора бы ему и на
покой. Бартон и здесь
съязвил - с одной сто-
роны, Том Джонс, кото-
рого играет сам Том
Джонс (потрясающий
цинизм), спасает чело-
вечество и, как реаль-
ный президент и вла-
ститель дум народа, вы-
ходит на спасенную им
землю, окруженный ко-
сулями и бурундуками.
С другой стороны, от
песен, которые он поет,
дохнут даже марсиане
(интересно, понял ли
это сам "вечный Том").
вудом и шоу-бизнесом жизнью,
эта выдуманная жизнь для них
реальнее настоящей, в которой
есть президенты, политики и пар-
тии. Что такое президент и ар-
Джонса не могут
мия? Все это можно уничтожить
даже марсиане,
за несколько минут, что инопла-
нетяне и проделывают. Но изба-
вить нас от Тома
И за это я люблю Бартона. Я спе-
циально просмотрел десятки рей-
тингов, в которых американские
критики называют лучшие филь-
мы прошлого года. "Марс атаку-
ет!" там почти нет, а если и встре-
чается, то в самом конце списков
и неохотно. Критики его на самом
деле не особенно любят - Бартон
существует как-то отдельно, о нем
не очень удобно писать статьи,
потому что он с большим трудом
укладывается в привычные рам-
ки. Он вроде и снимает "автор-
ское" кино, но вопреки логике хо-
рошо его продает, с другой сторо-
ны, для коммерческого режиссе-
ра он слишком многосмысленный
и специфичный. Он вроде и ин-
теллектуал, но совершенно ново-
го типа, из тех, кто любит комик-
сы, а его фильмы не продолжают
никакую традицию - трудно себе
представить, кого из режиссеров
прошлого можно назвать его пря-
мым предшественником.
Бартон действительно живет ка-
кой-то отдельной жизнью, не
очень ценя свой успех в кино. Ре-
ально ему больше нравится де-
лать мультфильмы, говорит, что
тогда он контролирует весь про-
цесс работы от начала до конца.
Может быть, провал "Марс атаку-
ет!" отрезвит его, и он вернется к
Что еще
тому, что умеет лучше всего - сни-
мать среднебюджетные милые,
ироничные и немного зловещие
фильмы о людях, которыми мы
теперь восхищаемся, но на месте
которых оказаться не хотели бы.
можно сказать о Бартоне? Что он
очень похож на собственные
фильмы - на внешне тихого, но на
самом деле хитрого ребенка, ко-
торого заставили повзрослеть и
попытались убедить, что детские
страхи - это лишь детские страхи
и ничего больше. Что у его много-
летней подруги Лайзы Мэри (она
сыграла Вампиру в "Эде Вуде" и
марсианина, проникшего в Белый
ом, выдав себя за проститутку, в
Марс атакует!") самая странная
внешность, которую только мож-
но представить - можно сказать,
что она прекрасна, а можно ска-
зать, что она уродлива. И это тоже
много говорит о Бартоне.
Еще можно ска-
зать, что несмот-
ря на довольно
долгую Карьеру і
кино и несколь-
ко шедевров за
плечами, стиль
Бартона по-
прежнему выгля-
дит свежо, и на-
верняка он ско-
ро пойдет в ата-
ку с чем-нибудь
таким, чего мы
еще не видели.
предыдущая страница 99 ПТЮЧ 1997 04 читать онлайн следующая страница 101 ПТЮЧ 1997 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст