гаидер в эдварде руки-ножницы
фильмов 50-60-х годов
ских наслоений - это просто
одиночество само по себе, и
Бартона интересует только
оно. Другой режиссер сделал
бы из этого большой мораль-
ный обобщающий вывод, но
кажется, что Бартон сосредо-
точен только на внешнем - ва-
жен стиль, каким выражено
одиночество героя, а не борь-
ба за его не-одиночество.
Хотя все это касается скорее
его поздних фильмов.
ВееИ^шсе (переводят
и как "Жучиный сок",
и как "Битлджус", по-
тому что так зовут ге-
роя Майкла Китона) -
его второй полномет-
ражный фильм,вы-
шедший в 1988 году,
был образцовым и очень
остроумным фарсом - жанр,
в котором почти уже разучи-
лись снимать. Этим фильмом
Бартон доказал, что кино,
которое держится на одном
только действии, может
быть интеллектуальным - и
сразу стал любимым режис-
сером продвинутых кинома-
нов. Бартон стал одним из
тех кассовых американских
кинематографистов, которые
понравились интеллектуа-
лам. Может быть, потому что
до него никто так смешно не
рассказывал историю о суп-
ругах (Алек Болдуин и Джи-
на Д эвис), которые умерли,
воскресли и в виде привиде-
ний провели весь фильм.
В следующем
ГОДУ
вы-
шел первый, а в 1992-
м - второй "Бэтмен".
Оба стали личной победой
Бартона - это были, наверное,
самые стильные кассовые хи-
ты Голливуда за последние лет
тридцать. Этими фильмами
конфликта одиночки с общест-
вом - в описании на бумаге ка-
жется неоригинальной и заму-
соленной всей историей кино.
Это тема очень многих ф иль-
мов, которые рассматривали
ее обычно в социальном или
поколенческом смысле. У Бар-
тона нет никаких психологиче-
человек-летучая мышь
сдел такой же
и
н о
Ж И З Н И
Бартон утвердил комикс как новую эстетическую цен-
ность, возведя его в ранг искусства задолго до Таранти-
но, а "человек-летучая мышь" стал такой же обяза-
тельной частью нашей жизни, как Индиана Джонс,
агент 007 и Дед Мороз.
Есть что-то патологическое в том, что такое вылизанное
по дизайну кино о городе Готхэм (название, естествен-
но, происходит от слова "го тика", и это еще одно сви-
детельство того, что стиль, дизайн - главное в фильме)
тало одним из самых кассовых в Америке. Город насе-
ен существами, которых никак нельзя назвать людьми
на место инопланетного, но все же человека Суперме-
приходит положительный герой, живущий как лету-
чая мышь - животное, как известно, малоприятное. Не
говоря уже об остальных монстрах типа Джокера, Пин-
и Женщины-Кошки, которые ведут себя совер-
шенно неприлично (пересмотрите второго "Бэтмена" -
Мишель Пфайфер в роли кошки похожа на рекламу са-
до-мазо). В общем, представьте себе, как нужно было
обставить человечным пафосом фильмы, чтобы амери-
канская публика конца 80-х ринулась смотреть на таких
уродов (в 30-е годы фильм "Уроды" Тода Браунинга
вообще был запрещен цензурой).
После каждого "Бэтмена" Бартон снял по одному
фильму, в которых было гораздо меньше компро-
миссов с коммерцией, и можно предположить, что
именно они стали наиболее адекватными его миро-
ощущению: в 1990, через год после первого "Бэтме-
на", появился "Эдвард руки-ножницы" - наверное,
его лучший фильм, который во многом предвосхитил
стиль и проблемы кино 90-х с его подчеркнутым
вниманием к проблемам "странных" людей и отно-
шению к ним консервативной "одноэтажной" Аме-
рики. Если перевести на обычный язык историю Эд-
варда, которому ученый недоделал руки, что стало
причиной его несчастий, можно представить, что Эд-
вард или цветной, или гей, или еще какое-нибудь
меньшинство, и что за красивой сказкой скрывается
мощный социальный пафос.
ш !
ндиаиа
Лайза Мэри
К
с
и Дед Мороз
"Эд Вуд', снятый в 94-м
второго "Бэтм ена", был вообще
очень "внутренним" фильмом. В нем
Бартон реабилитировал дешевые лен-
ты 50-60-х годов, к которым всегда
с презрением и не считали
искусством, но за последние несколь-
лет они наконец вошли в моду, во
многом как раз благодаря фильму Бар-
11 наконец, это была вторая пос-
ле "Эдварда руки-ножницы" работа с
сильно повзрослевшим Джонни Деп-
пом, сыгравшим "самого плохого ре-
жиссера в истории кино" Эдварда Вуда
(Депп стал лучшим актером своего по-
коления в первую очередь из-за этих
ролей).
по поводу экранизации биографии "худшего режиссе-
ра" с Тимом Бартоном можно поспорить. На титул "худ-
шего" могли претендовать многие режиссеры, напри-
мер, недавно снова открытый постановщик 50-70-х го-
Вампира в фильме
Эдварда Вуда 50-х. У
Бартона ее сыграла
предыдущая страница 98 ПТЮЧ 1997 04 читать онлайн следующая страница 100 ПТЮЧ 1997 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст