о
время, мои дорогие читатели,
поговорить о праздниках. Думаю, что не
сильно ошибусь, если скажу, что большин-
ство людей во всем мире живут исключи-
тельно ради праздника. Все их силы и дви-
жения направлены к вожделенному беспре-
делу, который, хотя и длится считанные ча-
сы, в крайнем случае - дни, отпечаток остав-
ляет неизгладимый. Д а ж е м о н а х и и
с в я т ы е с т а р ц ы св о ю д у х о в -
н о -п е р е н а с ы щ е н н у ю ж и з н ь
(" о т П а с х и д о П а с х и " ) п р о -
в о д я т , в с у щ н о с т и , в о ж и д а -
п р а з д н и к а .
- В чем же смысл фаздника? - спросил
меня
редактор
журнала
Птюч.
И я подумал, что в короткой статье отве-
тить на этот вопрос невозможно. И тут мне
пришла в голову мысль немного поиграть формулировками, пожонглиро-
вать
ими
и
сказать
вам,
что
(или
кто)
несет
в
себе
смысл
праздника.
Смысл жизни в празднике. А вот смысл праздника искать не стоит С л е д у е т и с к а т ь Д у х П р а з д н и к а , к о т о -
р ы й о д и н в се з н а е т и , с п у с ти в ш и с ь н а то и л и и н о е т о р ж е с т в о , о с е н я е т е го св о и м б о ж е с т в е н -
н ы м п р и с у тс тв и е м и с в е т о м , ч и та й - с м ы с л о м . Не знаю почему, но Дух Праздника невозможно вызвать на-
сильно. Так, в 1995 году в Москве проходил день города. Я сидел у себя дома на Пушкинской площади и скучал по причине
очередной несчастной любви. “Может быть, разрекламированный День города поможет мне развеселиться?" Я вышел на
Тверскую, и страшная картина встала предо мною: гигантская толпа мрачных и агрессивных граждан двигалась вниз по Твер-
ской под мрачным свинцовым небом, с грохотом раскидывая вокруг себя мириады пустых пивных и лимонадных бутылок, ба-
нок. Я совершенно обалдел от этого безобразия и грязи и пошел с толпой. Чудовищное напряжение и, как следствие, невы-
носимую тяжесть бытия я ощутил сразу. Продвигаясь по маршруту “народных гуляний”, мы то и дело натыкались на импрови-
зированные эстрады, с которых орали свои песенки псевдо-фольклорные ансамбли. Я с величайшим трудом удерживался от
того, чтобы не закидать этих исполнителей мусором и бутылками, ставшими в тот день символом окружающей среды. В общем,
праздник явно не удался, а раздражение и общее недовольство людей было обусловлено именно отсутствием Духа Праздника.
Каждый из нас встречался с подобным явлением. Так вот придешь на чей-нибудь день рождения. И все-то есть: и салатики чу-
десные, и тортики милейшие, и цветы, и музыка, и все нарядные, по-праздничному одетые! А вот ощущение праздника не при-
ходит! Общаться в такой ситуации трудно, неловко, так все и сидят - недоумевают, пока не перепьются до свинского состояния.
Но это же не праздник! Это состояние крайнего алкогольного опьянения. Коварный дух Зеленого Змия испокон веков сражается
со светлым Духом Праздника, маскируясь в нарядные этикетки и бутылки различных модификаций. Укушенные Зеленым Змием -
жертвы
бессовестного
обмана.
Но есть и другое странное явление, когда праздник царит в ситуации, казалось бы, совсем не праздничной, а наоборот, плачевной
и трагической. Традиция этого непонятного явления прослеживается в “веселых похоронах", принятых у многих народов, когда “про-
щающиеся" в белых (или пестрых) одеждах вприпрыжку, с шутками и прибаутками следуют за гробом до могилы, повсюду радость
и см ех.
.. Что-то подобное творилось в дни августовского путча 1993 года. Получив устрашающую информацию по ТВ, мы с моей
давней подругой Ольгой Тимянской устремились на ее машине к горячим точкам Чрезвычайного Происшествия. И сразу ощутили
приподнятое праздничное состояние, радость, насыщенную смыслом бытия. На подъезде к находившемуся в эпицентре артобстре-
ла Останкино нам встретился гигантский маяк из горящего рекламного щита. На его свет слетелись коммунистические бабочки с им-
провизированными знаменами. Мы не могли скрыть своей непонятной радости, и от этого было неловко. Особенно праздничными
мне показались светившиеся в ночи следы трассирующих пуль, которые впивались в землю прямо у нас под ногами. Невероятное шоу
следующего дня (оно, кстати,транслировалось на весь мир) собрало вокруг Белого дома много публики, не противников и не сторон-
ников, а просто толпу, воспитанную на “садистских стишках". Необычное явление вызвало веселое любопытство. Кульминацией празд-
ника стало танковое зажжение свечи над Белым домом (или: Белым тортом-безе). Вокруг оцепленной территории неизбежно возникли
лоточники со своим нехитрым товаром: напитки, бутерброды. Ряженые под “фронтовых подруг“, “солдат", “казаков", “попов" и т.д . Ком-
мунисты весьма походили на фриков, что окончательно подытожило список необходимых атрибутов праздника - своеобразного дня рож-
дения
нового
государственного
строя
России.
Фрики, кстати, всегда присутствуют на праздниках. Это и свадебные генералы, и шоумены, и “свидетели", и “именинники", и “невесты",
наконец, просто фрики. Э то а н т р о п о м о р ф н ы е в е р си и Д у х а П р а з д н и к а . Что уж скрывать, я сам из таких. Друзья и просто
прохожие часто сравнивают меня с новогодней елкой, вокруг которой хочется водить хоровод. Я присматриваюсь к ярко одетым людям и
понимаю, что они как новогодние елки провоцируют на хоровод вокруг себя: Настя Михайловская, Леня Куропаткин, Эндрю Логан,
Андрей Бартенев, Алла Баянова, Богдан Титомир. Вот это невольное сравнение с елкой вообще многое объясняет.
.
Так что мы, любители повеселиться, должны холить и лелеять наши новогодние елочки, поливать и окучивать, ла-
скать их веточки. А Дух Праздника, он сам спустится к нам К о гд а з а х о ч е т .
»
аз
\
*
03
о
э
*
*
*
5
да
о
О
о
с о
^
аз
г Г
03
со
со
><
-—А
а :
5
*
1
-
О
®
2
О
т=>
^
^
03
о
5
2
о
•©-
5
^
*
о э
оз
<0
£
2 .
3*
3*
03
зэ
предыдущая страница 47 ПТЮЧ 1997 07 читать онлайн следующая страница 49 ПТЮЧ 1997 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст