X X I I I в е к . Б р у к л и н . Н е б р и т ы й Б р ю с
У и л л и с , Т р и к и , т р ю к и , н о в а я з в е з д а
М и л л а Й о в о в и ч и к о с т ю м ы Г о т ь е .
Д о л г о ж д а н н ы й " П я т ы й э л е м е н т "
Л ю к а Б е с с о н а , с а м ы й д о р о г о й ф р а н -
ц у з с к и й ф и л ь м , л е г а л ь н о в ы х о д и т в
Р о с с и и .
. .
Многие посмотрели
"Пятый элемент"
(The Fifth Element)
еще в июне-июле,
когда он вышел на
пиратских кассетах
с жутким изображе-
нием и звуком, и
все единодушно по-
няли: фильм стоит
того, чтобы посмот-
реть его снова на
большом экране.
Люк Бессон, к кото-
рому в последнее
время относились
как к удачливому
конъюнктурщику
("Никита", "Леон" -
вы понимаете, что
имеется в виду),
вспомнил о том, что
он все-таки фран-
цуз и должен под-
держать родину в
борьбе против аме-
риканского кино на
территории врага -
то есть в кассовых
сборах. В рекламе
"Пятого элемента"
особо подчеркива-
лось, что фильм -
французский и фи-
нансируется ста-
рейшей фирмой
Gaumont. В картине
при этом говорят на
английском, и глав-
ные роли тоже до-
стались англоязыч-
ным актерам.
Когда журналисты
во время съемок
спрашивали Бессо-
на, о чем, собствен-
но, он снимает
фильм, он отвечал,
что, конечно, может
рассказать, но ему
потом придется
собственноручно
убивать всех людей,
которым прогово-
рился. Строжайшая
секретность, в кото-
рой держался сю-
жет фильма, види-
мо, соблюдалась из
за того, что сам сю-
жет оказался нехит
рым.
Каждые 5
тысяч лет
инопланет-
ная, не под-
дающаяся
никакому ра-
зуму сила
пытается
уничтожить
человечес-
кую цивили-
зацию, и
только четы-
ре камня,
олицетворя-
ющие четыре
стихии - зем-
лю, огонь,
воду и воз-
дух - могут
ее спасти.
Но просто
собрать их
вместе мало.
Нужно еще
найти силу,
пятый эле-
мент, спо-
собный при-
вести их в
действие.
Пятым эле-
ментом ока-
зывается лю-
бовь, но об
этом вы уз-
наете только
в конце
фильма, и
если вы по-
кинете кино-
зал разоча-
рованным,
никто вас не
осудит. Сю-
жет вообще
самое слабое
здесь - дей-
ствие вроде
бы идет, но
как-то ском-
канно и вя-
ло. "Пятый
элемент"хо-
рош другими
вещами. На-
пример, ге-
роями.
Героя Брюса Уиллиса зо- Спасти фильм помо-
вут Корбин Даллас. Он
таксист ХХШ-го века,
небритый и как будто
все время с похмелья
(как в "Крепком ореш-
ке"), пытается шутить
(как в "Агентстве 'Лун-
ный свет"') и в очеред-
ной раз спасает Землю
от уничтожения (как в
"Двенадцати обезья-
гает не только пере-
довая технология
или шалун Руби
Родд, а в первую
очередь особая ат-
мосфера вседозво-
ленности и непри-
личия, возникающая
всякий раз, когда в
кино приглашают
Готье. Конечно,
..
-----
--------------— ,
нах"). В общем, вы дога- очень смело гово-
дались, что Уиллис, не
|эить, что именно из-
напрягаясь, сыграл все
за Готье имеет
свои роли за один раз.
смысл смотреть "Пя-
Другого важного героя - тый элемент", но
священника - играет
каждый фильм с его
Йен Холм, которому то-
костюмами ("Повар,
же приходится отраба-
вор, его жена и ее
тывать грехи прошлого - любовник", "Кика",
в свое время он играл в
"Город пропавших
сайенс-фикшенах "Чу-
детей") заставляет
жой" и "Бразилия".
напрочь забыть обо
Гари Олдмен играет, ко-
всем, что не имеет
нечно же, главного зло-
отношения к дизай-
дея, Трики - его правую
ну. Когда не очень
руку, Милла Йовович -
интересно следить
само совершенство, а в
за историей, можно
маленьких ролях (таких
переключить внима-
маленьких, что их труд-
ние и любоваться
но найти даже в титрах) тем, как эта история
снялись все, кто попался обставлена. Для Го-
под руку, от режиссера
тье его работа в
Матье Кассовица до мо-
"Пятом элементе"
делей Сибил Бак и Евы
напоминает халтуру
Салвейл.
- ничего нового по
К середине фильма, ког- идеям, все это мы у
да вы чувствуете, что
него уже видели,
начинаете засыпать,
Если это и есть
скука вдруг развеивает- стиль, который, как
ся появлением "самого
предполагается, бу-
популярного и сексуаль- дет в XXIII веке, то
ного ди-джея Вселен-
ной" Руби Родд а (потря-
сающий Крис Такер).
Руби смачно выражает-
ся, ходит в леопардах
походочкой Принца, не
расстается с микрофо-
ном, трахает стюардесс,
помогает Далласу спас-
ти планету, а его окру-
жает такая живописная
свита, что начинаешь
думать: "Если этого пар-
ня сейчас не застрелят,
имеет смысл дождаться
финала". И кажется, что
фильм еще можно спас-
ти.
что-то он сильно на-
поминает не новые
коллекции Jean-Paul
Gaultier. Ну да лад-
но, не стоит приди-
раться. Одна сцена с
выступлением и
смертью Дивы (опе-
ра вечна!) иронична
и красива настоль-
ко, что можно пере-
смотреть фильм
только из-за нее.
Если решите пере-
смотреть, напомним:
Дива поет ближе к
финалу.
ФИНАЛ
Многие ругают
"Пятый эле-
мент" за то, что
он: а) глупый;
б) вторичный;
в) скучный. На-
счет скуки мож-
но поспорить.
Сюжет, конечно,
все время куда-
то проваливает-
ся, но расслабь-
тесь, как на
американских
горках, и реаги-
руйте только на
эффектные сце-
ны-аттракцио-
ны. Про глу-
пость это вооб-
ще не аргумент
- если вы еще
не поняли, что
смотрите дет-
скую сказку и
относитесь к
фильму серьез-
но, значит, с ва-
ми не все в по-
рядке.
Конечно, "Пя-
тый элемент"
вторичен, но не
потому что по-
хож на тот или
иной фантасти-
ческий фильм.
Он похож на
все фантастиче-
ские фильмы
сразу, и в этом
его прелесть. А
если вы скаже-
те, что его вы-
вод феерически
банален (что-то
вроде "Мир
спасет лю-
бовь"), вам от-
ветят: "А вы мо-
жете предло-
жить что-то по-
лучше? Брюс
Уиллис занима-
ется сексом с
Миллой Йово-
вич - вам этого
ГОВОРЯТ
Редко бывает,
чтобы новую кар-
тину критиковали
люди из совершен-
но разных лагерей.
Кину Ривз обозлил-
ся, заявив, что "Пя-
тый элемент" - гол-
ливудское дерьмо,
и он больше никог-
да не будет связы-
ваться с сомни-
тельными блокбас-
терами. Суперфан-
таст Джеймс Бал-
лард отмахнулся от
фильма, процедив
сквозь зубы в од-
ном интервью: "Это
вообще не фантас-
тика, и говорить
что-либо об этом
фильме - несерьез-
но". Мы привыкли
видеть фильмы, в
которых наши по-
томки будут хруп-
кими людьми с раз-
рушенной нервной
системой, полно-
стью зависящими
от мира машин и
компьютеров. По
мнению писателей-
фантастов, будущее
должно состоять из
смога и зловещих
геометрических
форм, на фоне ко-
торых человеку ни-
чего не останется
как потеряться. Но
мало ли что гово-
рят люди, страдаю-
щие от собствен-
ных комплексов и
от всех неприятно-
стей, которые пре-
подносит наш век.
Бессон, похоже,
справился со всеми
неприятностями и,
отбросив шаблоны,
сумел увидеть бу-
дущее таким (хоте-
лось бы надеяться),
какое оно будет на
самом деле.
ЛО?
Летающие
машины,
кровать,
уползающая
в пол, холо-
дильник,
влезающий
в стену, и
ванна, пря-
чущаяся в
потолке -
все это не
восторгает.
Наоборот,
герои филь-
ма при
столкнове-
нии с чело-
веческими
усовершен-
ствованиями
попадают в
классичес-
кие коме-
дийные си-
туации, за-
ставляющие
нас смеять-
ся. Может
быть, и куль-
товость"Пя-
того элемен-
та" в том,
что Люк
Бессон с
тонким юмо-
ром пока-
зал: новые
технологии -
очередной
человечес-
кий галлю-
циноз, и во-
все не в
компьютере,
Интернете и
прочих тех-
нократичес-
ких прибам-
басах смысл
будущего.
В БУДУЩЕЕ. НАЗАД
Интересно, что бы вы
предприняли, если через
крышу вашей машины к
вам бы попала почти обна-
женная незнакомая рыже-
волосая девушка, и вся по-
лиция города, окружив ва-
ше авто, попросила бы вы-
дать ее? Именно в такой
ситуации оказался Корбин
Даллас. Не знаю, что бы
сделали вы, но герой Брю-!
са Уиллиса, забыв все пра-1
вила приличия и законо-
послушания, бросается ей
на помощь. Это, простите,
полный абсурд. Когда ге
рой спасает незнакомую
красавицу от бандитов
это понятно и на этом ос
новано множество кино
сюжетов. Но из-за чего
ввязываться в неприятное]
ти с правительством и по-
лицией? С
ПОМОЩЬЮ ЛОГИК
1
ответа не найти. Потому
что логика и разум бес-
сильны там, где зарождает!
ся чувство. И именно этот
нелогичный поступок раз-
ворачивает сюжет и дает
надежду, что зло будет
уничтожено.
У Корбина появляется по
мощник. Им оказывается
не президент, не генерал
со своей армией и не по-
лиция (все они закончен-
ные дебо). А нелепый
трансвестит Руби Родд
оказывается единственн
разумным, кто способен
помочь герою Уиллиса в
борьбе с очень неприятш
ми существами.
И последнее, что спасает]
Землю и ее обитателей
01
гипертрофированного д(
комичности зла, это лю-
бовь. Итак, если мы буде
доверять нашим чувства
и эмоциям, ввязываться
авантюры, дружить с
пыми людьми и трахать
самых неподходящих мес
тах, то жизнь человечек
будет сохранена. Правда,
для этого надо заглянуть™
далеко назад. И не без
красивой сказки Люка
Бессона.
предыдущая страница 33 ПТЮЧ 1997 09 читать онлайн следующая страница 35 ПТЮЧ 1997 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст