что это была хорошо понятная европей-
цам музыка, да и самим индийским пере-
селенцам "битлы" стали куда ближе, чем
вся эта национальная архаика. Поэтому
потомки азиатов в Лондоне быстро свер-
нули процесс бхангризации англо-саксов
- теперь школьники-индусы с ужасом
слышат это затасканное слово. Бхангра
не спасла положение индийцев -
его спасла новая электронная
культура. Многочисленные клише
(вроде индийских фильмов) стали вытес-
няться более техногенными, анонимными
формами искусства, но при этом более
близкими к этнокультурам. В одно время
с Телвином начал свое долгое путешест-
вие по стилям современной электроники
проект DJ Earthtribe. Быстро приобрела
вес команда Joi Bangla Sound - она факти-
чески раскрутила клуб Bass Clef на Хокс-
тон-сквер. Впоследствии клуб стал имено-
ваться Blue Note, а музыканты Joi превра-
вуидими на территории Соединен-
ного Королевства. При этом лишь в
прошлом году он признал роль той
самой поп-электроники в мощном
азиатском наступлении. За права
пионеров примирения Запада и
Востока долгие годы боролся имен-
но Телвин Сингх. Поэтому не уди-
вительно, что первую компи-
ляцию, рассчитанную не
только на соотечественни-
ков, выпустил человек, лег-
ко написавший в подзаголов-
ке к ней "звуки азиатского
андеграунда".
Теперь Телвин с раздражением
говорит о журналистах, поме-
шавшихся на идее выяснения сущ-
ности азиатского андеграунда. Тел-
вин и сам понимает, что слукавил,
назвав все это "азиатским андегра-
ундом". Азиатская музыка совсем
не ограничивается Индией: вне ра-
мок стиля оказываются и суфийские
исполнители вроде певца Нусрата-
Фатех-Али-Хана, и японская дзен-
ская традиция, и гамелан тайцев, и
арабские исламские песнопения.
Даже сама Индия очень неоднород-
на, и бхангра из Пенджаба сильно
отличается от Гоа-мистики, при-
считают: мир в первую
очередь признает стиль
Анокха, потому что его
делают индийцы, а вовсе
не музыканты, имеющие
талант.
Трудно сказать, в чем ис-
тинная причина бума на
"индийскую" электронику.
Мо ж е т быть, дело в
неугасимой любви к
экзотике, возвраще-
нии музыки к корням
или, как считает Тел-
вин Сингх, в том, что
эта музыка равно
приемлема и телом, и
умом, и духом. По
крайней мере, самая про-
Talvin Singh presents Anokha,
Soundz of the Asian
Underground. Omni
Records/Mango
Untouchable: Outcaste Beats
(Outcaste Records)
тились в саунд-систему, которую сейчас
приглашают на мероприятия уровня Tribal
Gathering. Любопытно, что попытку
вспомнить об индийских корнях вместе с
электронщиками предприняли и альтер-
нативные рокеры. Успех Nation Records,
издающей инди-рок-героев с индусским
уклоном (Fun-Da-Mental, Apache Indian),
был предопределен. Парадокс, но теперь
мало кому кажется понятной позиция
покойного Фредди Меркури (в жилах со-
листа QUEEN текла индийская кровь), ко-
торый десять лет назад боялся из карь-
ерных соображений говорить о своем
происхождении и выдавал себя за занзи-
барца.
Роком и поп-электроникой индийский
реванш не ограничился. К началу 90-х в
Англии появляется лэйбл Outcaste, кото-
рый взялся издавать самую разнообраз-
ную музыку, сделанную индийцами, жи-
транс-культуры. Что касается спора
об андеграунде, то тут на создателя
идеи "Анокха" нападки сыплются со
всех сторон. Взять хотя бы принад-
лежность к "сообществу" 18-летней
певицы Амар, которая уже имеет
многомиллионный контракте
Warner Bros, пророчащий ей судьбу
азиатской Мадонны. Многим анде-
граундным музыкантам это смеше-
ние основ кажется губительным.
Например, "непримиримые" индо-
рэп-панки Asian Dub Foundation
wnr
Ъ Щ
I
Th e fate of T H IE F
грессивная часть лондон-
ской тусовки не считает за-
зорным интересоваться по-
недельниками на Хокстон-
сквер. Сегодня Лондон, за-
втра - весь мир.
предыдущая страница 116 ПТЮЧ 1997 10 читать онлайн следующая страница 118 ПТЮЧ 1997 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст