П лам ен-
ные
ре-
волю ц и -
ей
н е р ы
Некоторые киношники полагают, что про( р
необходимо поскорее нарисовать портре
нашего времени, которое при желании м< ^с-
но назвать эпохой "русской сексуальной р
•-
волюции". Вроде бы они придумывают "а
н
тибуржуазный пафос", о котором мы толь о
что говорили. Вот, например, новый филь <
Наташи Пьянковой "Странное время". Он э-
стоит из трех новелл. Первая новелла: тра э-
ются. Вторая новелла: трахаются. Третья н -
велла: трахэются. Финал: обнаженные лю, а
не трахаются. Конечно, это парадокс. Но д у-
гое достижение времени состоит в том, чт I
разнообразный секс давно и прочно утвер
дился в сознании самого отпетого буржуа I.
именно ему интересен, неважно, в каком <
5-
разе - чистое порно или "эстетизм" Тинто
Брасса. С другой стороны, это авторское ки-
но, и автор сам решает, что ему делать.
К
и т а т е л ь ^
Р г .
іячеслав
Шмыров
Главный редактор киностудии им. Горького, кинокритик
fig
итате
.аташа
д ь
№ 3 .
Пьянкова
Режиссер фильмов "С Новым годом, Москва!" и "Странное время"
ш ш оч 5 7
П: Р а с с к а ж и те подр обнее о м у л ь ти п л е ксе . Ч то это за си -
стем а?
Шмыров: Это многозальный комплекс, имеющий новейшие звуковые
системы, в котором органично чувствуют себя зрители с разными
вкусами. Просмотровые залы имеют от сорока до двухсот зрительских
мес+. Они устраиваются везде, где их только можно сделать: в подва-
лах, на чердаках. В коридорах стоят муляжи киногероев вроде Бэтме-
на. В этом комплексе отлично чувствует себя и молодежь, пришедшая
смотреть "экшн", и зритель, настроенный на созерцательный лад.
П: В о зм о ж ен л и м у л ь ти п л е к с в М о скве?
Ш: В данный момент вряд ли. Потому что не существует кинобазы.
П: В М о скве, н а с к о л ь к о я зн аю , д в а с а м ы х п о сещ ае м ы х
к и н о за л а : К о д а к Ки но м ир и К и н о ц ен тр .
Ш: Дело в том, что кинотеатры пустуют из-за отсутствия зрителя. Пус-
туют огромные ангары в спальных районах, в которых идет старое,
никому не интересное кино.
П: В о зн и к а е т о щ ущ ен ие "кур и н о й с л е п о ты " у со врем ен -
н ы х р еж и ссер о в. При огром ном ко ли ч естве к р а с и в ы х
а к те р о в сн и м аться п р о д о л ж аю т о дни и те ж е л и ц а, по-
рой с со м н и тел ьн ы м статусо м секс-си м во ла. С чем это
св язан о ?
Ш: Кино - достаточно консервативная среда. И при той хаотичности,
которая в ней присутствует, молодым актерам трудно работать.
П: Т о ж е сам ое с м о л о д ы м и р еж иссерам и.
Ш: Кто-то все-таки есть, но на фоне остальных люди вроде Наташи
Пьянковой&еыглядят "белой вороной". Она работает в системе комму-
ны, то есть это группа людей, имеющих некие взаимоотношения друг
с другом, но в которую иногда попадают люди извне. То, что снимает
Наташа, можно назвать альтернативой всему остальному.
П: А если вд р уг к вам п р и д ет м олодой ч ело век и п р ед л о -
ж и т с н я ть н евер о ятно е ки н о ?
Ш: Если бы за воротами студии стояли несколько таких людей, как
Пьянкова, то это можно было бы назвать неким эстетическим явлени-
ем. Но опыт показывает, что таких людей нет. Есть пара молодых
мальчиков, с которыми мы бы хотели сотрудничать. Один из них -
Сергей Ткачев. Он закончил актерскую школу в России и уехал учиться
в Голландию. Другой режиссер - Влад Лане. Его работы имеют мисти-
ческие оттенки.
П : На что сейчас н ап р ав ле н ы уси л и я реж иссеро в?
Ш: На становление так называемого "основного направления" в кино.
Затем можно заняться и альтернативщиками.
П: "О сновное н ап р ав ле н и е"?
Ш: Все активно работающие сейчас режиссеры производят продукт,
необходимый нарождающемуся буржуазному обществу. Это вполне
логично. И только такое кино интересно массам. Сколько этот процесс
будет продолжаться - сказать сложно.
П: Ч то ж е д е л а ть "ал ь те р н а ти в щ и к а м "?
Ш: Многие течения в кино дали интересных художников. Но их еди-
ницы. В Петербурге это, несомненно, Евгений Юфит, снявший "Рыца-
рей Поднебесья". Более тонкой и злой пародии на Тарковского при-
думать нельзя. В Москве так называемое "параллельное кино" пре-
вратилось в перфоманс, бродящий по коридорам. Режиссеры при-
выкли, как рыбки, плавать в своем водоеме, поэтому не смогли
влиться в большое кино и засохли. Я думаю, что действительно новое
"альтернативное" кино будет выезжать на антибуржуазном пафосе.
Но массовый зритель к этому пока не готов.
П тю ч: С ущ ествует ли разн иц а м е ж д у м ало б ю д ж етн ы м
и авто р ски м кин о ?
Пьянкова: Малобюджетные и супермалобюджетные картины кроме
как авторскими быть не могут. Жанровое кино предполагает класси-
ческую ситуацию: оплата актеров, персонала, а мы работаем бес-
платно. То есть выдаются условные гонорары, которые мы тратим
на еду. "Странное время" мы снимали вообще в долг. Картина дела-
лась, что называется, hand made. Это мелодрама на вечную тему
любви. Сейчас все средства массовой информации ориентируются
на шоковое воздействие. У меня не было задачи потрясти массовое
сознание при помощи искусства.
П: Но д л я н е к о то р ы х это б ы л им енно ш о к.
П: Шокировать это может тех, кто, занимаясь сексом, не снимают с
себя одежду. "Странное время" пользовалось большим успехом и в
Питере, и на фестивале "Кинотавр", хотя аудитория разделилась:
одни не приняли картину активно, другие стали ее поклонниками и
фанатами. А за финальную сцену нам очень долго пришлось биться
с цензурой. Большую поддержку нам оказали прокатчики, которые
отказались закупать фильм без финальной сцены. Финал появился
тогда, когда еще не были отсняты первые сцены фильма. Это эпизод
в райском саду выглядит как декларация авторского малобюджет-
ного кино, которое должно жить даже в таких реанимационных ус-
ловиях. После премьеры мы получили приглашение на хороший ев-
ропейский фестиваль в Мангейме, где поддерживается и раскручи-
вается молодое талантливое кино. Еще приглашают в Прагу, в Венг-
рию, нами заинтересовались американские независимые компании
П: Что происходит с м алобю дж етны м и проектами на Зала
де?
П: Наряду с безумно дорогими проектами существует малобюджет-
ное кино, имеющее большую зрительскую аудиторию. Я не привер-
женец "лакированного" искусства. А "шестидесятникам", которьгм
не нравятся "девяностые", я могу ответить: все, из чего мы делаем
искусство сейчас, осталось после их эйфории, это их наследство*
перешедшее к нам в руки. И бесконечно говорить о том, что новое
поколение - это поколение пьяниц и наркоманов, бессмысленно.
Мы делаем кино для тех, кто идет следом за нами. Для молодых.
I
предыдущая страница 65 ПТЮЧ 1997 12 читать онлайн следующая страница 67 ПТЮЧ 1997 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст