я пытался
О б Ь Я С Н И Т Ь ей.
что сажаю ей на руку
божью коровку
которая сейчас взлетит
шизофрения
- нечто положительного
отличие от
паранойи,
т
легка и
интересна
"Тайной вечере" сознательно скудна по
сравнению с оригиналом. Весь процесс за-
нял почти два года, но я не могу сказать,
что работал каждый день. В общей слож-
ности было сделано около двухсот сним-
ков с фотографом, и около сотни я сделал
сам: в основном это были фоны, детали,
животные.
Сложно было работать с даунами? Как ты на-
ходил с ними общий язык, как объяснял, что
нужно сделать?
Я мог бы сослаться на свой опыт рабо-
ты в психиатрической лечебнице, но не
хочу. И в первую очередь потому, что
шизофрения, как мне кажется, это некое
пограничное состояние сознания челове-
ка, максимально приближенное к Исти-
не. Шизофреники мне глубоко симпатич-
ны. Я ведь сначала хотел задействовать
чистых шизофреников. Хотя многие и ду-
мают, что они внешне не отличаются от
“нормальных” людей, среди них есть за-
мечательные типажи. В 1972 году вы-
шла в свет книга Делеза и Гваттари "Ка-
питализм и шизофрения. Анти-Эдип”, в
которой они выдвигают "теорию шизоа-
нализа", где шизофрения противопостав-
лена не нормальному мышлению, а пара-
нойе. То есть шизофрения с их точки
зрения рассматривается как нечто поло-
жительное, в отличие от паранойи она
легка и интересна. "Объектом искусства,
как и его субъектом, могут быть только шизофрени-
ки". Параллельно я обращаюсь к Мише-
лю Фуко, чей взгляд на ход истории че-
ловечества, на развитие общества и лич-
ности суммируется одним первоисточни-
ком - безумием. В итоге оказалось, что
договориться о съёмке сложно, и я ре-
шил остановиться на даунах, поскольку
они в основном живут в семьях, дома. И
они соответствуют самой идее постмо-
дернизма. Клоунизм - это медицинский
термин, обозначающий их внешние при-
знаки (овал лица, разрез глаз), но в то
же время это и символ нашего времени,
сейчас всё утрировано. Фрагментарность
их сознания напоминает состояние Сато-
ри в Дзен-буддизме, когда
происходит полное отсечение
прошлого и будущего, а суще-
ствует только “сейчас и
здесь". В работе с даунами
очень важен первый контакт.
Момент переодевания - очень
ответственный, так как они
стесняются своей наготы. И
вот когда этот закомплексо-
ванный человек видит, что те-
ё-
а
8
- а £
А
!
СО
о
5 і
бе не противно, понимает, что его тело
не вызывает отвращения, тогда он от-
крывается и ты уже становишься близ-
ким ему. Когда я ещё учился во ВГИКе,
часто просматривал трофейную, приве-
зённую из Германии немецкую военную
хронику. Меня поразила одна деталь -
кадры из концлагерей: толпа заключён-
ных, ими командуют, их бьют, они как-то
пытаются возразить, защититься, но вот
как только их раздевают - всё. Это уже
абсолютно безвольные существа. И бес-
полые. Обнаженный человек - это поте-
ря сексуального интереса к жизни, стре-
мление в лоно Отца - Эдем, где, как мы
помним, не носят одежды. Адам ведь
оделся только после изгнания.
Го есть, если нудизм рассматривается
как чрезмерное заявление своей сексуаль-
ности, то изнутри это отчасти отказ
от неё?
Согласен.
Осознавал ли ты свой проект как шизо-
френический ?
Да В работе с даунами так и происходи-
ло. Я просил их родителей ждать в дру-
гой комнате, поскольку им было бы не
очень понятно, как я работал. Например,
мне нужно было для сцены Тайной вече-
ри, чтобы у девушки, исполнившей роль
Иоанна, был определённый взгляд и на-
клон головы. И я пытался объяснить ей,
что сажаю ей на руку божью коровку, ко-
торая сейчас взлетит. Конечно, никакой
божьей коровки не было, но в этот мо-
мент в её существование верили мы оба.
Почему у Христа очки? Это образ учите-
ля, интеллигента ?
Мне казалось, что Христос обязательно
должен быть близоруким. Когда близору-
кий человек снимает очки, у него особый
взгляд - внутрь себя. Это очень важно в
сцене Тайной вечери, потому что, конеч-
но, Христос не видит никого из апосто-
лов. Акт предательства не здесь проис-
ходит, он произошёл раньше. И неважно,
кто именно предатель, любой из них мог
им быть.
..
предыдущая страница 24 ПТЮЧ 1999 03 читать онлайн следующая страница 26 ПТЮЧ 1999 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст