о
ТЕМП МЕСПИП
0
0
0
0
0
0
На российской лицензионном видео-
рынке вышел один из лучший о исто-
рии кино гангстерский фильмов
"ЛИЦО СО Ш РА М О М ”
( 1 9 8 3 ) БРАЙАНА ДЕ
ПАЛЬМЫ
- римейн классического
"Лида со шрамом" ш н о года, и это
прекрасный повод еще раз подумать
о том. что мы в России сейчас живем
именно в то самое время, которое
американское нино вспоминает с нос-
тальгией (и с ужасом тоже].
Главный герой “Лица со шрамом” - гангстер Тони
Монтана (наверное, лучшая роль Аль Пачино)
говорит в фильме: “Вы думаете, вы хорошие, а
я плохой? Нет, это не так. Вы только и умеете,
что лгать. Это я всегда говорю правду. Я говорю
правду, даже когда лгу". Эти фразы очень много
значат для смысла фильма. Де Пальма и автор
сценария Оливер Стоун (тоже, как вы знаете,
ставший позже знаменитым режиссером) имели
в виду, что в основе современного общества ле-
жит ложь - люди притворяются, что они пристой-
ны. На самом деле они хотят секса и наркотиков
- а иначе как могла разбогатеть всесильная ма-
фия, занимавшаяся торговлей кокаина, шоу-биз-
несом и проституцией? Таким образом фильм
имел в виду, что у такой “здоровой и благопо-
лучной” нации, как американская, было преступ-
ное и порочное прошлое.
Но “Лицо со шрамом" не только поэтому счита-
ется шедевром. Еще когда задумывался ориги-
нал 32-го года, продюсер Говард Хьюз сказал ре-
жиссеру Говарду Хоуксу: "Сделай "Лицо со шра-
мом" настолько жестоким и аморальным, на-
сколько возможно". В 30-е годы, когда была
очень мощная цензура, фильм со сценами наси-
лия был почти невозможен. Но прошло полвека,
и за это время стало понятно, что именно наси-
лие - это то, что любят зрители. У римейка Де
Пальмы есть важное отличие - если в начале
30-х годов фильм о мафии означал фильм о
торговле запрещенным тогда алкоголем, то в
80-е у Де Пальмы фильм о мафии - это фильм
о торговле запрещенным кокаином.
Мафия здесь показана как единственная альтер-
натива “приличному" обществу, и эта среда поз-
воляла бедному парню Тони Монтане, сбежавше-
му с Кубы в США, устроить себе богатую жизнь
мещанская трагедия?
I
* * *Л * 4
*
• • • • • • • • % • • • • • • • • • •
Именно
насилие -
зто то ,
НТО
любят
зрители
в Майами, получать все мыслимые удовольствия, иметь самых красивых американ-
ских женщин - то есть то, чего он бы в “приличном" обществе добивался годами или
даже десятилетиями. Де Пальма, как умный человек и хороший режиссер, показал
не только стремительный взлет преступной карьеры Монтаны (чья жизнь прошла под
девизом: "Зачем я вообще живу? Затем, чтобы сначала получить деньги. Когда ты
получаешь деньги, ты получаешь власть. Когда ты получаешь власть, ты получаешь
бабу. Вот и вся философия"). Он показал также и распад своего героя. Для того, что
бы исполнить свою мечту, Тони убивает босса, “наследует" его женщину (еще моло-
дая Мишель Пфайфер), сам становится боссом, убивает лучшего друга за то, что тот
спит с его сестрой, к которой сам испытывает смутное инцестуальное влечение, и та
далее. Естественно, насилие ведет к насилию, и трагическая развязка, как говорят в
таких случаях, неизбежна.
Многие считают “Лицо со шрамом" лучшим фильмом Де Пальмы, а ведь он еще
снял “Неприкасаемых", "Одетого для убийства" (на русском видео - "Бритва"), “Кэр-
ри” и “Прокол", и почти все эти фильмы были о насилии как параноидальной идее.
Де Пальма в одном интервью объяснил причину своей одержимости насилием Когда
он был еще подростком, у него появилась навязчивая идея, что его отец-врач изме-
няет матери с медсестрой. Один раз Брайан, все время следивший за отцом, чтобы
застать его на “месте преступления", ворвался к нему на ночное дежурство в больни
цу и стал угрожать ружьем, заставляя признаться в измене матери. Потом он обоше]
всю больницу и нашел медсестру, в сексуальной связи с которой подозревал отца. О
наставил на нее ружье, но не смог заставить себя выстрелить и ушел. Как говорит Д
Пальма, тогда он понял, что такое увидеть киношное убийство, и что такое попытать-
ся совершить РЕАЛЬНОЕ убийство.
Американское кино вообще в 70-80-е пережило увлечение своим гангстерским про-
шлым 20-30-х годов. Таким образом оно напоминало своей нации, что в основе бла-
гополучия страны лежали реальные преступления. Для них это давно стало кинош-
ным насилием, историей, мифом, о котором можно вспомнить эстетически, показал
как одни люди в красивых костюмах, нанюхавшись кокаина, убивали других людей в
не менее красивых костюмах именно в то время, когда они тоже нюхали кокаин (для
разнообразия - спали с блондинками, похожими на кинозвезд). Для нас же, живущи:
в России 90-х, это суровая реальность, к которой мы не имеем, может быть, прямог
отношения, но она иногда напоминает о себе. Единственное, чего хочется, это чтобы
гангстеры остались только в кино, чтобы мы тоже вспоминали нынешнюю русскую
криминальную реальность и с ностальгией, и с содроганием, и с облегчением, что
все это давно позади.
предыдущая страница 76 ПТЮЧ 1999 03 читать онлайн следующая страница 78 ПТЮЧ 1999 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст