Берлинский
ВГИБАЛ
К И Н О
'
е
с т и
в
с ш
ь
«Потеря сексуальной невинности
Большая программа Берлинале уже дав-
но стала прелюдией к раздаче “Оскаров”.
“Тонкая красная линия” Теренса Малика
получила “Золотого медведя” в этом году
уже после объявления оскаровских номи-
наций, а “Влюбленный Шекспир”, сде-
ланный в жанре Евро-Диснейленд с Гви
нет Пэлтроу, получил 13 номинаций на
“Оскар”, а в Берлине - приз публики. Что
на это скажешь? Хочется зевнуть во весь рот: вот уж дей-
ствительно нет повести печальнее на свете! А чего стоят од-
ни названия конкурсных картин - “От ясен души” Вилларда
Кэррола или “Самое главное в жизни” Карла Франклина!
Большой фестиваль вынужден поощрять гуманизм искусст-
ва - часто не только вопреки искусству, но и здравому
смыслу. Так фильм о провинциальных подростках, назван-
ный в оригинале грубо и исчерпывающе Fucking А та , бла-
годаря гуманитарной помощи переводчиков превратился в
Show Me Love. Что, согласитесь, далеко не одно и то же.
В гонке за большим призом почти всегда побеждает гума-
нистический пафос, покрытый толстым слоем так называе-
мого большого стиля.
Режиссерам,
желающим
получить
приз, стоит посоветовать экранизировать наши газетные
прописи: жить надо не по лжи, чтобы не было мучительно
больно за бесцельно растраченные годы и т.д. И забыть
наконец об этом сладком дерьме хотя бы на время, вспом-
нив о людях и историях, которые с ними приключаются во-
преки гуманизму. С такими мыслями уехала с Берлинского
фестиваля Ирина Любарская.
Большая часть стоящих затраченного на просмотр времени фильмов оказа-
лась в европейской программе с пышным названием
“Потерянный
рай: взгляд на запад”.
Ее открытием стал режиссерский де-
бют
Тима Рота “Зона военных действий” (War
Zone).
Этот англичанин, перебирая на экране характерные актерские
штампы, легко добился славы в Америке. Но как режиссер выбрал историю,
очень далекую от Америки, штампов и легкости.
Тильда Суинтон
играет немолодую мать, погруженную в собственную физиологию. Эта регу-
лярно щенящаяся сука с обвислым животом и арбузными грудями (на ред-
кость устрашающая в своем реализме работа гримеров), вылизывает и ед-
ва родившееся существо, и взрослых щенят, и мужа-кобеля. А сын и дочь
(от разных отцов) каждый по-своему живут в состоянии войны с отчимом.
Тема инцеста нельзя сказать чтобы свежа: выясняется, что отчим тайно
трахает падчерицу, а прыщавый братец влюблен в старшую сестру и впада-
ет в истерику от ее поведения. Свежесть картины в том, что вся эта жутко-
ватая история рассказана минималистически просто - без лишних слов и
декораций, без оркестра в волнующих моментах, без иронии, но и без тра-
гизма. Тем неожиданней страстный и кровавый финал, когда в ответ на
многословные (главным образом, за счет безграничных модификаций слова
fuck) оправдания припертого к стенке кобеля мгновенно повзрослевший па-
рень сует ему кухонный нож между ног - туда, где находится war zone.
Смешно, но все темы хороших фильмов расположены там же. Название ед-
ва ли не лучшей картины из большого конкурса Entre las Piernas так и пере-
водится
“То, что между ног“.
Испанец
Мануэль Го-
мес Перейра
работает в стиле “пост-Альмодовар". Опять берется
старый сюжет - группа пациентов психоаналитика из своих исповедей скла-
дывают мозаику криминальной истории. Главная пара - сценарист, поддер-
живающий тонус сексом по телефону, и ведущая эротического шоу, прости-
туирующая в поисках оргазма. В итоге они, конечно, находят счастье в объ-
ятиях друг друга: сексуально увядающая
Виктория Абриль
как пе-
реходящее знамя вручена модному мачо
Хавьеру Бардему.
Как и
у Альмодовара, все страсти тут бушуют только на уровне дизайна, поэтому
секс, о котором столько говорят, кричат и сопят, напоминает парное фигур-
ное катание.
Бог его знает почему, но в
“Потере сексуальной невин-
ности” (The Loss of Sexual Innocence) Майк
Вопреки голливудскому
гуманизму
Анжелина Джоли и Райан Филипп в фильме «От всей души»
Фиггис
занял в эпизо-
де другую звезду Альмодо-
вара - носатую
Росси
Де Пальма.
Думаю,
тоже для дизайна. Свою
мозаику Фиггис складыва-
ет по законам медитации.
Сюжет о двух девушках-
близнецах, разлученных в
детстве (и, к счастью для
фильма, так и не встре-
тившихся), их передвиже-
ния из страны в страну, из
одних объятий в другие, он
постоянно уводит куда-то
на глубину подсознания.
Английское кино явно ли-
дирует в области простых,
но продуктивных идей.
Марк Херман
два
года назад снял самый
смешной фильм в катего-
рии высосанных из пальца
- Brassed Off (no
русски можно перевести
как
“Полностью
отрубленный”),
где очумевшие от безрабо-
тицы дядьки решают под-
держать себя духовно, иг-
рая в духовом оркестре.
Теперь Херман использо-
вал другую малобюджет-
ную схему - фильм-кон-
церт. Его
“Слабый
голосок” (Little
Voice)
был услышан
даже Академией, номини-
ровавшей
Бренду
Блетин
на "Оскар" за
роль второго плана - ста-
реющей матери, стремя-
щейся дожить до конца
свою рок-н-ролльную мо-
лодость, не глядя в зерка-
ло и не снижая оборотов.
Но главная героиня в
фильме -
Джейн
Хоррокс,
которую и
зовут
Little Voice.
Она сама пропела всю
сложную в своей пародий-
ности партию не вполне
нормальной девушки, разу-
чившейся от одиночества
говорить, но научившейся
петь под старые пластин-
ки, подражая
Мэри Пик-
форд, Джуди Гарланд,
Марлен Дитрих
и
М эри-
лин М онро.
Если бы она
подражала Мадонне, все
бы тут же развалилось. Но
вселившиеся в застенчи-
вую дурочку блядские го-
лоса звезд докомпьютер-
ной эпохи держат фильм
не хуже, чем волосяной
корсет, придуманный в
свое время для поддержки
обвислой груди Марлен
Дитрих. А на силикон, из
которого сделаны некото-
рые звезды Голливуда, она
бы ни за что не согласи-
лась.
предыдущая страница 38 ПТЮЧ 1999 04 читать онлайн следующая страница 40 ПТЮЧ 1999 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст