К
И
Н
О
о
"мы” и "они”
Не знаю, заметили ли вы то
же, что и я, но мне кажется, что всякий раз,
когда в нашей стране показывают какой-нибудь новый фильм, и публика, и пресса моментально делится “на нас" и “на них”. “Мы" - это люди, которые хотят
видеть на экране действительно новаторские фильмы, открывающие нам что-то новое в области искусства или представлений о жизни. “Они"
-
это люди, ко-
торые начинают биться в истерике при виде голой груди или капли крови. “Они”
-
это люди, как правило, очень далекие от
искусства, занимают какие-нибудь
государственные должности, позволяющие им что-то разрешать или запрещать, обычно это пожилые люди с кучей болезней и тухлой сексуальной жизнью. Ко-
гда они видят на экране секс и насилие, их небогатая и временно похороненная фантазия начинает рисовать мрачные картины
-
в основном спрятавшегося за
углом маньяка, который вдруг, ни с того ни с сего начнет их сейчас преследовать (хотя в них самих нет
ничего такого, из-за чего можно преследовать). Короче,
“они”
-
это типичные ханжи, хотя сами они очень обижаются, когда их так называют, и просят называть их “стражами общественной морали" или “борцами за
утверждение традиционных ценностей". И, честно говоря, когда они утверждают, что насилие
-
это отвратительно, я еще могу с этим согласиться (когда насилие
происходит в реальной жизни, конечно), но что секс отвратителен - здесь скорее стоит
говорить об “их”
извращенности, а не о “нашей".
Все это доказал недавний показ в Москве очень разных фильмов, объединенных в серию “Кино без границ”
компаниями "Премьер Видео Фильм" и Cosmopol:
австрийских “Забавных игр" (Funny Games) Михаэля Ханеке, американской “Крови с молоком”
(Six Ways to Sundays) Адама Бернстайна, японского “Фейервер-
ка" (Hana-bi) Такеши Китано и “Про уродов и людей" Алексея Балабанова. Птюч показал эти фильмы (кроме “Про уродов и людей", который мы уже упомина-
ли) двум очень разным людям: один из них НЗНШЗ, второй
-
нормальный здоровый современный человек
[НЗСЧ/
. Вот
что получилось:
1
)
"ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ”
Кзншз:
Это возмутительно откровенный показ насилия, которое совершенно не осуждается
авторами фильма. Неокрепшая психика зрителей не может вынести зрелища, где два амораль-
ных подростка, воспитанные современной культурой вседозволенности, врываются в добропоря-
дочный дом
и
изощренно убивают всю
семью. После этого фильма я поставил на дверь еще один
замок, и
мне все равно страшно.
НЗСЧ:
Насилие в этом фильме намеренно показано настолько натуралистично и
отврати-
тельно, насколько оно и
может быть в жизни. Мне понравилось, что авторы противопоставляют
декоративному и
безопасному насилию голливудских фильмов РЕАЛЬНОЕ насилие. Поэтому я
считаю, что это более честный и
моральный фильм, чем, скажем, “Прирожденные убийцы”
или
“Без лица". После фильма сторонюсь незнакомых людей, но я их и
раньше избегал, так что ни-
чего в моей жизни “Забавные игры” не изменили (вообще как может один фильм изменить твою
жизнь? Это просто глупо). Мой любимый диалог: "Почему вы
нас сразу не убьете?” - "Вы ведь
не хотите, чтобы
все закончилось так быстро?"
2) "КРОВЬ С МОЛОКОМ"
Кзншз:
Главный герой - 18-летний парень, которого играет Норман Ридус - весь фильм фан-
тазирует о
сексе со своей отвратительной похотливой матерью
(Дебора Харри). И
финал поучи-
тельный - после секса с сыном она вешается. Вот вам
урок. Не смейте развращать своих детей!
НЗСЧ:
Я просто влюбился в Дебору Харри, которая играет мать. Это замечательный персо-
наж
. Она искренне любит своего сына, кроме него у нее никого нет, и
поэтому понятно, что она
его хочет и
ревнует к девушкам. Правда, если бы
она была циничной до конца, она бы
не пове-
силась после секса с сыном - подумаешь, он такой же мужик, как и
все остальные.
3) "ФЕЙЕРВЕРК”
Кзншз:
Фильм проповедует ошибочную
идею, что насилие с благими намерениями оправды-
вается автоматически. Насилие есть насилие, и его нельзя оправдать. Это аморально.
НЗСЧ:
Главный герой Такеши Китано сталкивается с ситуацией, когда его лучший друг и
лю-
бимая жена находятся при смерти, и
понимает, что перед лицом смерти ничего не имеет значе-
ние - ни деньги, которые нельзя с собой взять на тот свет, ни страх, который все равно исчез-
нет, когда умираешь. Поэтому это очень моральный фильм, похожий на последнюю
исповедь.
j ©
J B
j ©
Независим о от того, на какой позиции в вопро-
с е ханжества и м орали находитесь вы, пр ед -
ставьте только на минуту: е сл и победят “м о-
9Ф Ф Ф
р о ль” и ханжество, нам всем светит смотреть
только “Титаник", “Английского цирю льника" и
*
“Сибирского пациента" (то есть, простите, н а -
оборот). Вот это и будет настоящее насилие
над нашими глазами и мозгами
Не осуждайте меня, я
убиваю только в кино:
“ Забавные игры”
Вам нравится, когда я
наставляю на вас
пистолет?: “ Фейерверк”
предыдущая страница 82 ПТЮЧ 1999 04 читать онлайн следующая страница 84 ПТЮЧ 1999 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст