м о д е л ь
д л я
с б о р к и
2 8 - й к и н о ф е с т и в а л ь « N e w D i r e c t o r s / N e w F ilm s » в Н ь ю - Й о р к е о т л и ч и л с я ( м о ж е т , и н е
п о к о л и ч е с т в у , н о п о у д а р н о с т и ) ф и л ь м а м и и з с е р и и L e g o . Ф и л ь м а м и - и г р о й с о з р и -
т е л е м , - с ч и т а е т п о б ы в а в ш а я н а ф е с т и в а л е В е р о н и к а G e o r g i e v a S h a n a .
птюч 4t>
« Н а - а - а р р у
B i r t h d a y ,
d e - e - a r
p a p a . H a - a - a p p y B ir t h d a y t o y o u -
у - у . » Поздравительная песенка, доносящаяся из
дома, обрывается выстрелом. В следующем кадре -
события «за несколько месяцев до этого». Что же
произошло за закрытыми дверями особняка?
Флэшбэк - довольно частый прием в кино. Обычно
- как часть реальности. Но в фильме французского
режиссера Ф р а н с у а
О з о н а
« S itc o m »
(сокращение от «комедии положений») - флэшбэк
оказался сном. Изначальные события, разгадки ко-
торых ожидал зритель, реально не происходили.
«Таким образом, сны и реальность оказываются на
одном уровне. В фильме это - иллюстрация подсоз-
нательного и фантазий характеров», - объясняет ре-
жиссер - любитель психоанализа. Чего только не
происходит в его комедии с обитателями дома: ин-
цест, гомосексуальные оргии, садо-мазохизм - и
все приключается после того, как папочка принес в
дом домашнюю крысу. Режиссер заслуживает при-
стального наблюдения, и не только доктора Фрей-
да.
Фестиваль открылся фильмом « Б е г и , Л о л а ,
б е ги » (хит №1 в Германии), который снял немец-
кий режиссер T o m T y k w e r Он интересно мик-
ширует различные техники - кинопленку, анимацию,
видео и полароидные снимки. В фильме, как в хо-
рошем квесте, возможны 3 варианта разворачива-
ния и завершения событий. Завязка такова - если
через 20 минут Лола не достанет своему возлюб-
ленному Манни, курьеру гангстера, 100.000 марок
- Манни грозит смерть. Алая трубка телефона, сде-
лав пару долгих витков в воздухе, плотно опускает-
ся на рычажки и - .
..беги, Лола, беги! Камера сле-
дует за Лолой по коридору, зуммируя на телевизи-
онный монитор, где та же Лола - уже анимацион-
ный персонаж - преодолевает лестничные проемы
(узнаете?). Лола бежит, чтобы спасти Манни. Че-
рез весь Берлин, мимо бомжей, детей, монахинь,
оружие. И самые, казалось
бы, незначительные столк-
новения на пути меняют бег
событий и результат. (Как в
«Sitcom» - крыса влияет на
судьбы всех членов семьи.)
Бесконечная игра случайно-
стей. Лола бежит через
собственную смерть версии
номер 1, через смерть Ман-
ни версии номер 2 и.
.. ни-
что не останавливает ее.
Может, поэтому она заслу-
живает версию номер 3 -
счастливую.
Тома Тайквера действитель-
но занимает проблема вре-
мени и манипулирования
им: «Одна из самых инте-
ресных сторон кино - дра-
матический принцип созда-
ния времени, возможность
связать то, что происходит
за 20 минут и за 20 лет.»
По пути Лола сталкивается
с персонажами, судьбы ко-
торых показаны за несколь-
ко секунд серией полароид-
ных снимков в стиле комик-
сов. 20-30 лет жизни - за
10 секунд. Судьбы одних и
тех же персонажей, но в
разных вариантах ее судьбы
они различны.
Как у Борхеса: «В большин-
стве этих времен мы с вами
не существуем: в каких-то
существуете вы, а я - нет: в
других есть я, но нет вас; в
иных существуем мы оба. В
одном из них, когда счаст-
ливый случай выпал мне,
вы явились в мой дом; в
другом - вы, проходя по са-
ду, нашли меня мертвым; в
третьем - я произношу эти
же слова, но сам я - мираж,
призрак».
Еще один фильм о времени
и балансировании между
шансом
и
судьбой,
показанный на фестивале,-
это
« П у г о в и ч н и к и »
( « B u t t o n e r s » )
чеш-
ского режиссера П е т р а
З е л е н к а . Калейдоскоп в
шести взаимодействующих
эпизодах. Каждый эпизод -
отдельная история, по окон-
чании которой результаты
ясны.
.. но лишь в другой ис-
тории находишь правильный
ответ, разгадываешь загад-
ку.
Время Конструкторов.
Даже в абсолютно противо-
положном по стилю роман-
тическом фильме « Л ю -
б о в н и к и П о л я р н о г о
К р у г а » ( « L o v e r s o f
t h e A r c t i c
C ir c le » )
и с п а н ц а
Х у л и о
М е д е м а - те же кубики.
Возможность
различных
концовок,
визуализация
подсознательного, игра слу-
чая.
Новые режиссеры, похоже,
учатся у своих детей играть
в компьютерные игры. Сое-
динение
телемонитора
с
компьютером при дистанци-
онном пульте управления -
уже реальность и вопрос
лишь массового выпуска.
Шаг в кино будущего - ви-
деоигра
с
бесчисленным
множеством
возможных
концовок. Шагни в кино бу-
дущего - это Сад Расходя-
щихся Тропок.
предыдущая страница 40 ПТЮЧ 1999 05 читать онлайн следующая страница 42 ПТЮЧ 1999 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст