Новый альбом выпустил Эдриан Тоус - бью-
щий журналистов хрестоматийной бейс-
больной битой, а конкурента Голди - так
просто кулаком. Делающий девочкам, рано
пристрастившимся к курению, замечания,
называющий Бьорк вампиром, а себя -
(в м ире, кстати, имеется ещ е парочка
Тр и ки
-
один н ем ец кий го а -т р а н с-д и -д ж ей ,
а ост авш ийся - какой-т о м а ло о см ы сл ен н ы й
рэппер].
Мы, однако, имеем в виду человека,
ставшего делать неповоротливую басовитую
музыку, похожую сразу на хип-хоп, джаз и
даб, и с только ей присущей тревогой и за-
темненностью - это как если бы в гетто сни-
мали “черные фильмы”.
.. Музыку, которая по
глупому недоразумению не получила назва-
ния "трик-хоп”.
Трики баснословно много курит, любит наря-
жаться в женские платья, ему не нравится
сниматься в кино, и он ненавидит слово
“трип-хоп". Последний он полагает уделом
студенчества и вообще несерьезной раз-
мазней. “Вы вслушайтесь в свой трип-хоп! -
негодовал маэстро. - Моя музыка не имеет с
ним ничего общего”. В родственники к Эдри-
ану набивается сам Finley Quaye. Трики,
впрочем, на все страстные притязания Фин-
ли реагирует совершенно по-плюшкински -
“он мне такой же дядюшка, как я ему дедуш-
ка.
..” 1994 год. Портовый Бристоль оконча-
тельно и бесповоротно порождает новую му-
зыку. Мы пришли сегодня в порт, мы стоим,
разинув рот. Пластинка “Maxinquaye” - по
нынешним меркам слишком классическая и
не заслуживающая обсуждения. Куплет “ГМ
fuck you in the ass just for a laugh” - “Трики,
догадливый поэт, его на свет явил из праха.”
(А. С. П уш кин].
Трики тогда первым догадал-
ся, что ад за углом: “Hell Is Round The
Corner”, и эту благодарную тему начал раз-
вивать со всей присущей ему болезненно-
стью. В сочетании с известной уже ненави-
стью к трип-хопу получилось очень убеди-
тельно [впрочем, по части псевдоапокалип-
тической грусти-тоски все бристольские от-
цы-основатели оказались мастерами: что
Portishead - эти резчики винила, трубадуры
черной европейской меланхолии, целиком
вышедшей из песни Викки Карр “The
Silencers”; что Massive Attack, погрязшие в
собственной стилеобразующей виртуозно-
сти, усугубленной еще и давно забытым во-
кализом их землячки Liz Frazer - той, что из
Cocteau Twins). Трики же выдал пластинку
“Pre-Millenium Tension”, где суицидальная
откровенность вокалистки Мартины достиг-
ла совсем уж неподобающих высот. Сам ав-
тор относил эту пластинку к панку. Если
“Tension” будет панком, то следующий
“Angels With Dirty Faces” (название альбома
отсылает к великолепному гангстерскому
фильму тридцатых годов с Джеймсом Кэгни
и относительно молодым Хэмфри Богартом]
- почти блюзом. Там почти нет Мартины,
этой своего рода сестры Хайд. Ее подменила
PJ Harvey. Слишком лобовые песни про вза-
имоотношения искусства и денег (“Money
Greedy”), бьющаяся в вязких дельта-блюзо-
вых судорогах истома. Горе волнуется - раз.
Черная, черная злоба. “Satan often plays
tricks”, - как говорил поп в фильме ужасов
“Mask Of Satan”. Теперь "Juxtapose”. Первая
вещь "For Real" сперва кажется похожей на
Лу Рида. Вскоре становится ясно, что это чуть
ли не Шерил Кроу времен "All I Wanna Do”.
Какой позор. Зато отменна “She said” - может
статься, самая нервная песня 1999 года.
Превосходна также "Hot Like A Sauna". "I Like
Girls” - поклон братьям Маелам. Одна из
главных интриг нового диска - наличие DJ
Muggs из команды Cypress Hill. Последнюю
Трики всегда почитал и даже цитировал в
своей знаменитой "Hell Is Round The Corner ".
Звонкий и хваткий DJ Muggs дает понять, что
Трики - уже не совсем рэп, возможно, uber-
рэп, наверно, пост-рэп; а может, никогда рэ-
пом и не был. Отскакивающие от зубов скоро-
говорки Маггса выгодно оттеняют манеры
главного певца - его клокочущий клекот, сда-
вленный хрип, кряхтенье, сопенье, всю эту
гнусь.
.. [в общем, не зря DJ Spooky назвал
Трики пронырливым астматиком]. В
"Juxtapose” почти нет крепкой основательно-
сти и маловато природной тупости, до недав-
него времени необходимой хип-хопу, - Трики
с его слишком очевидными зависимостями,
маниями и расстройствами просто не до того.
Он как персонаж старой рок-песни: “когда он
ревет, кровь течет из-под век, когда он сме-
ется, у него не все на месте; он уже не чело-
век, он уже не человек”. Странным образом
лучшие творения Трики всегда напоминают
великую песню Love's Secret Domain
(Coil,
1991].
"Oh rose thou art sick.
..” Трики, понятно
попроще. Но тон общий, несмотря на слишком
разные идеи, познания и наркотики. Другой
ориентир - одиозная уэйтсовская "Clap
Hands" - песня, весьма почитаемая Трики и
даже включенная им в собственный радио-
хит-парад
(это е сл и бы у него бы ла св о я п е -
редача].
На “Juxtapose" Трики уже не столь
прямодушен, теперь его портовая неразмен-
ная депрессия много вкрадчивей и тоньше.
Это несмотря на то, что стихи, по словам са-
мого сочинителя, стали проще и однозначнее.
Темное царство "Ангелов с грязными лицами"
на "Juxtapose" растворяется в достатке до-
ходчивых акустических гитар, во вполне
эмтивишном мелодизме, да еще в престран-
ных клавишных партиях, которые, кажется,
пришли прямиком из восьмидесятых
(не зр я
Трики п ер еп ел старый восьм идесят нический
хит "Pop M u sic" группы М - н е путать с со в р е -
м енны м и о дноим енны м и ф р а н ц уза м и и з т].
А что Трики слушает? Human League, пред-
ставьте, и Depeche Mode, и Гэри Ньюмана, и
песню “Tainted Love”, и даже Cabaret Voltaire.
К Aphex Twin же относится с подозрением.
по свидетельству очевидцев, последние
концерты Трики напоминали выступление
Rage Against The MachineJ.
“Я - лирик, а не
рэппер”, - утверждает он сам. В Трики не одна
энергия гопника из портового города по име-
ни Бристоль, но и некие, невесть откуда взяв-
шиеся утонченность и надлом. В конце кон-
цов, Трики всегда был больше Prince, чем Ча-
ком Ди
(собст венно, некоторые так прям о
Тр и ки и называю т - брит анский P rin ce ],
А
вообще нынешний Эдриан Тоус больше всего
похож на вудуистского зомби - вроде сторожа
из старого фильма Жака Турнера “I Walked
With The Zombie". И Трики дорог своей ирра-
циональностью, а попросту бессмыслицей.
Как он объясняет возникновение трип-хопа:
“Ну, я просто взял хип-хоп и сказал - отныне
это мой хип-хоп". То же и с новым диском.
Почему, спросите вы его, теперь все так, а не
иначе? В чем, собственно, дело? Он, подумав,
ответит, поводя вечно туманными и плохо
проницаемыми глазами: “Время и окружаю-
щая среда, в конце концов, все заставляют
звучать по-разному".
Трики
предыдущая страница 44 ПТЮЧ 1999 09 читать онлайн следующая страница 46 ПТЮЧ 1999 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст