От м осковской ж изни м ож но только устать. На
сцене все те же и делают они все то же. Сплет-
ни, "Виолеточка, ты сегодня зам ечательно вы -
глядиш ь”, ничего не значащ ие любезности, х и -
хи, ха~ха, но на сам ом деле не очень весело.
О собенно зим ой, когда п о л -М о скв ы пьет, а
другая половина торчит. Скучно. И, соверш енно
оф игев, м ож но уехать куда угодно. Ж елательно
туда, где тебя не знаю т. М ож но, конечно, уехать
в Индию, но туда ломятся все. Ш а нсы встре-
тить М ам едова или какого-нибуд ь идиота, ко-
торый пытался продать тебе в клубе дрянную
питерскую , слиш ком велики. Зачем все это на-
до? Надо ехать туда, где мало, а лучш е всего
вообщ е нет русских. Это не к тому, как я люблю
своих соотечественников. Я их очень люблю, но
всегда рад по ним нем ного соскучиться. Так
что м ож но уехать в Лаос. П очему бы и нет?
П опасть в Л аос м ож но напрямую - Аэроф ло-
том
(дорогим и не очень приветливым)
или, что
предпочтительней, переехав Friendship Bridge в
тайском пограничном городке Нон Кай. Виза
прямо на границе стоит 3 0 $ на 2 недели. П ос-
ле этого нужно взять ту к-ту к
(мото-рикшу)
за
м аксим ум треть просим ой им цены и через
полчаса оказаться в столице Вьентьяне. В
этом городе делать особо нечего - зага зо ва н -
ность и вы сокие цены
(guest house - минимум
за 5 $ - цены неслыханные для Юго-Восточной
Азии).
Вьентьян, как пиш ут справочники, сла-
вится своим и ф ранцузским и бутербродами и
“разваливаю щ ейся ф ранцузской архитекту-
рой”. М ож но, конечно, торм ознуть на день дру-
гой, чтобы посмотреть, ка к солнце заходит на
М еконге, и вспом нить слова из Apocalypse
Now: "I love the sm ell of napalm in th e m orn ing”.
М ож но представить, как ещ е совсем недавно
вздувшиеся трупы людей и животных ме-
дитативно плыли по этой славной реке
(американцы из Вьетнама ушли в ‘75~м).
М ож но, если вас такой no ir вставляет. М ож но
(и, на самом деле, даже нужно)
зайти в М узей
революции. И в музее м ож но проследить геро-
ическую борьбу л аосского народа с разны м и
эксплуататорам и - сначала с ф ренчами, потом
с ам ериканцам и. М ож но воочию увидеть вин-
товку, из которой крестьянин Д эн г
(или как там
его звали)
сбил F -1 4 USA, рогатку, из которой
другой крестьянин сбил Апачи assa ult heli-
copter, бюсты и портреты всех вождей м арк-
си зм а-л енинизм а , раскладную куш етку, писто-
лет, а такж е кружку, ложку, бинокль, стул и про-
чие причиндалы вождя м естной революции -
не помню фамилии, ну того, кто изображен на
купюре в 5 .0 0 0 кип и уж асно похож на Чер-
ненко. Поучительно. Ходиш ь по музею и пони-
маеш ь, что совок неистребим.
Совок вечен,
как буддистская dukkha (страданиеJ для
немедитирующего,
как пыль, белое солнце,
красная земля, эта дикая азиатская бедность,
как rive rs deep, m ountains high. А можно, при-
быв на bus sta tio n Вьентьяна, без промедления
прыгнуть в автобус и ехать или на юг, или на
север. Но перед этим не забы ть поменять
деньги. М енять только на станции или на база-
ре - в банке теряеш ь треть, не меньш е. М еня-
лы стоят везде - в основном это женщ ины с
толсты м и сум кам и, которые почти бессозна-
тельно бормочут: "Change, change”. Когда при
обмене вам дают пачку местны х денег - бери-
те, не пересчиты вайте, вы не в церкви, здесь
вас никто не обманет. Нелегальные менялы
стоят на своих “легальны х” местах и меняют их
редко. Если ехать на север, то через несколько
часов попадаеш ь в Ван Вьен. Город предлагает
только 2 вида развлечений - плавание по реке
на огром ны х покры ш ках и курение опиума. Со-
верш ая в ю жной ночи почти чеховский пром е-
над, путеш ественник будет остановлен девоч-
кой или м альчиком лет сем и следую щ ими эпо-
хальны ми словами: “Opium, sir? " И, если путе-
ш ественник любознательны й, то он зайдет в
соседнее строение, где застанет м ного других
любопытны х путеш ественников. П утеш ествен-
ник ложится на циновку, подуш ка под голову и,
пока готовится трубка, слуш ает разговоры . О
том, как над огнем лампы велосипедной сп и -
цей катаю т ш арик вокруг ды рочки кам енной
трубки, т. е. о том, ка к опиум курят, мы писать
не будем. О тош лем читателя к Том асу де К в и н -
си, Сомерсету М оэм у и прочим, которы е это
уже сделали. И не только они. И хорош о сдела-
ли, кстати, реалистично. Зачем нам наркорек-
лама? Вот именно. Автор - здоровы й человек
без дурных наклонностей, он у дилеров не в
доле. Тем не менее. Опиум здесь курят все ту-
ристы практически без исклю чения, даже те,
кто никогда раньш е этого не делал и делать не
будет. Просто это часть тур-пр огра м м ы , ка к
посещ ение известного буддистского м онасты -
ря или народные танцы. Цена за ком нату
6 .0 0 0 кип
(9 0 центов),
пачка сигаре т 2 .0 0 0 , а
цена трубки зависит от числа затяж ек. Одна
затяж ка (на полные легкие) - 1 .0 0 0 кип. Глав-
ное - не залежаться на циновке, а то м ож но
получить подряд трубок 8 и потом с этой ци-
новки не встать. Опиум был и остается круп-
нейш им
(а часто и единственным)
источником
дохода страны. Что вы хотите от Лаоса, кото-
рый кроме вы ращ ивания опиум а экспортирует
немного леса, ткани, а производит пиво и сти-
ральный порош ок? И все, больш е ничего. Еже-
годно здесь “заготавливается” 2 0 0 тонн опиу-
ма
(для сравнения: в М ианмаре 2 2 0 0 тонн).
Но, если М ианм ар почти все перерабаты вает в
героин и “экспортирует" во все уголки мира для
того, чтобы покупать оружие, ка к для режима,
так и для повстанцев, то Л аос употребляет
продукт в чистом виде для своих граж дан и ту-
ристов. Все разговоры о борьбе с наркотикам и
и культивации кукурузы вм есто опиум ного м а-
ка продолжаю т оставаться разго во ра м и в
пользу бедных. В стране, где есть джунгли,
масса пещ ер
[в которых все революционеры и
отсиживались последние 4 0 лет),
и рельеф на-
столько дико холмистый, что иногда кажется,
что в Л аосе должны ж ить не люди, а горны е
козлы, м ож но спокойно вы ращ ивать все, что
угодно, и в любом количестве. Особенно, если
помнить, что оружия в стране ходит немерено.
Сколько А К М -о в сю да экспортировал в свое
время СССР и сколько ещ е осталось ам ери-
канских М - 1 6, известно только одному богу, а
так как здесь бога нет
(в случае, если вы - буд-
дист),
то значит, неизвестно никому. Часто в
деревнях
изгороди вокруг домов делают из
огромных гильз крупнокалиберных снаря-
дов
Т ак что, ка к вы понимаете, Л аос - страна
ещ е более сюрная, чем наш а любимая родина.
Но не будем слиш ком удаляться от лю бим ого
города Ван Вьен. О пиумных точек здесь около
2 0 . Одну из них держ ит ф ранцуз, которы й к а к -
то завис здесь и, вероятно, совсем забы л свою
историческую родину. Л ю бим ой точкой автора
было место дедуш ки Вана. Старику, наверное,
Лет 7 0 . Курит в день до 5 0 трубок. Кром е об-
щ ей харизм ы , доброты и честности его поло-
жительно отличает хорош ее отнош ение о
предыдущая страница 50 ПТЮЧ 1999 10 читать онлайн следующая страница 52 ПТЮЧ 1999 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст