Я не знаю, насколько Mad Professor безумен, но
если судить по разговору с ним, то кому-то
должно стать стыдно за свою нормальность. На
следующий день он дал нашему журналу экс-
клюзивное интервью.
Птюч:
Скажи, тебе понравился вчерашний кон-
церт?
M ad P rofessor:
Да, я был в восторге - совер-
шенно невозможно было предположить, что так
много народу в М оскве интересуется дабом.
Знаешь, когда мы играем на таких мероприяти-
ях, ничего нельзя предсказать заранее. Мы про-
сто даем концерт и смотрим, что из этого полу-
чается. Россия, Польша, Чехословакия, Югосла-
вия.
.. Вообще,
на востоке никогда не знаешь,
как все будет происходить.
В М оскве вот по-
лучилось отлично.
П:
А кстати, кто был этот роскошный черный MC
на твоем вчерашнем концерте?
М Р :
Это Нолан Айри, он со мной работает по-
стоянно. А девушек, которые танцевали и пели
на сцене, зовут Комфорт и Закия, они тоже с
Ariwa. Еще, если говорить о звездах, у нас пи-
шется Ю Рой - это легендарный человек, его на-
зывают крестным отцом хип-хопа, он выступает
уже лет, наверное, 30! Несколько молодых групп
- The Robotics, The Revolutionary Dub W arriors.
П:
Если не секрет, сколько времени у такого сту-
дийного виртуоза, как ты, занимает сведение
альбома?
М Р :
Ну, я планирую сделать его дня за три.
.. Во-
обще, если ты заглянешь в наш каталог, то уви-
дишь, что мы очень много записали вместе. С
ним очень круто работать.
П:
Я уж догадываюсь. Раз уж мы заговорили об
основателях даба, может быть, ты расскажешь
немного про то, как вообще появился даб. В М о-
скве я про это слышал самые разные истории,
некоторые очень странные.
М Р :
Например?
П:
Например, один человек на полном серьезе
рассказывал, что даб впервые появился в 1 959
году, когда на Ямайке выдалось невероятно
жаркое лето, и
реггей-музыканты от жары
стали играть ну просто о-о-очень медлен-
но.
..
М Р :
Нет, про такое я никогда не слышал. Во-
первых, дабу не так много лет, никто не играл
даб в 19 5 9 -м . Все началось в начале 7 0 -х. Даб,
вообще говоря, штука очень техническая, он на-
прямую зависит от технологии. Он родился, ко-
гда появились многоканальные магнитофоны. В
5 0 -е годы весь материал, все исполнители ра-
зом записывались на однодорожечный моно-
магнитофон, в 6 0 -е появилось стерео и четы-
рехдорожечники, потом студийные восьмика-
нальные магнитофоны - я до сих пор использую
8-канальную аппаратуру того времени! Это оз-
начало, что когда твой басист лажал, тебе не
нужно было перезаписывать весь трэк - ты про-
сто записывал заново одну его партию. Кстати,
первый даб-исполнитель, Кинг Табби, тоже не
был по-настоящему музыкантом, как и я. Он был
техником в одной поп-студии на Ямайке. Эта
студия продала ему несколько старых многока-
нальных магнитофонов, и он смог эксперимен-
тировать. Он записывал реггей, записывал мно-
го вокальных партий по разным каналам. А по-
том он начал делать версии.
П:
Ремиксы?
М Р :
Нет, просто версии - одну с вокалом, дру-
гую без. Продюсерам это нравилось - вместо
того, чтобы выпускать две разные пластинки,
вокальную и танцевальную, можно было сделать
одну, и на стороне “В" записать ту же песню,
только без слов. А потом какой-нибудь MC вро-
де Ю Роя запускал на вечеринке эту сторону “В”
и начинал читать под нее свой безумный рэп,
импровизируя на ходу. Так появилась вся эта
культура ди-джеев. Но что гениально придумал
Табби? Он сказал: "Если мы делаем версию без
вокала, а люди ее покупают, значит, они собира-
ются под нее танцевать. Но для этого им нужен в
первую очередь ритм, так дадим им ритм!” Он
как бы извлек ритм-секцию из песни и стал де-
лать версии, где были только барабаны и бас. А
потом ему пришло в голову добавить на бас-ли-
нию очень сильный ревербератор. Получилось
эхо, которое усложняло ритм, делало его инте-
реснее, и поэтому пластинку можно было слу-
шать, она не становилась скучной, хотя .там на
самом деле не было ничего, кроме барабанов и
бас-гитары, “поднятой” с помощью эквалайзера.
Даб получился именно так.
П;
А когда ты стал делать даб?
М Р:
Где-то в конце 7 0 -х. У меня появилась
собственная студия в 19 7 9 -м . Я купил первый
полупрофессиональный кассетный магнитофон
в 1 9 7 5 году - это был Akai 4 0 0 0 -D S , как сейчас
помню. Потом купил еще аппаратуры, и году в
7 6 -7 7 начал делать даб. Знаешь, мне просто
показалось очень интересным все то, что мутил
там на Ямайке Табби, и я решил развить те же
идеи. А в 1 979 году у меня уже вышли первые
записи, и на мою студию Ariwa начали прихо-
дить другие группы.
П:
Ты делаешь более электронный даб по срав-
нению с другими известными английскими про-
ектами - такими, например, как Dub Syndicate,
не говоря уже о ямайских. Ты считаешь, что
электронный и “живой” даб как-то конкурируют?
М Р :
Нет, нет, в этой музыке нет никакой конку-
ренции. Мы все дружим, хотя многим кажется,
что Ariwa конкурирует с On-U Sound и другими
английскими реггей-лэйблами. На самом деле
Ariwa - это такой “карибский” лэйбл, там очень
много карибских музыкантов и музыка более
танцевальная и веселая. У нас три главных сти-
ля, как мы их сами называем - lover’s rock, roots
и даб, ну, в последнее время еще dub techno. Мы
вообще поем и делаем музыку либо о любви, ли-
бо о политике - в общем, о самых важных ве-
щах. Даб - это музыка о любви и социальной
справедливости.
П:
Те, кто не слушает даб, знают тебя в
основном потому, что ты делал много ремиксов.
Например, для Massive Attack.
.. Кто из вас на
кого вышел - ты на Massive A ttack или они на
тебя?
М Р:
Они меня сами нашли. Я ведь не только им
делал миксы.
П:
А каким еще группам?
М Р:
Многим. Depeche Mode, Jamiroquai, Sade,
Beats International, Pato Baton.
.. я сделал их не-
сколько десятков.
П:
Даб в Англии - это черная музыка?
М Р:
Его делают в основном черные, а что каса^
ется слушателей.
.. Мне кажется,
за последние
2 0 лет белые купили гораздо больше дабо-
вых пластинок, чем черные.
П:
А в Лондоне есть чисто дабовые клубы?
М Р:
Было такое место, называлось Dub Club.
Там были интересные вечеринки по четвергам.
Но я там давно не был и не уверен, работает ли
он до сих пор.
П:
Тебе понравились русские дабовые группы,
которые играли перед тобой?
М Р :
Я застал только “Карибасы”, с которыми
мы знакомы уже давно. Они отличные музыкан-
ты.
П:
А ты собираешься еще раз сыграть в М оск-
ве?
М Р :
Я не знаю точно. Все возможно.
Благодарим журнал “П Г и лично Сашу Дельфина и Каталкина за любезное
разрешение на интервью.
Внимание! Читайте в следующем номере большую аналитическую статью о
даб-музыке.
предыдущая страница 72 ПТЮЧ 1999 10 читать онлайн следующая страница 74 ПТЮЧ 1999 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст