Однажды
Абеля Феррару
спросили, какая сцена в кино у
него любимая. Он ответил, не задумываясь: "Это когда я в
Driller Killer бегаю по задворкам Нью-Йорка с электродре-
лью в руках и высверливаю мозги у нищих пьяниц, которые
валяются рядом с мусорными баками". Сумасшедший го-
родской партизан с кокаином в носу и пулемётом в руках?
Да, это он. Только замените пулемёт кинокамерой. О ре-
жиссере, снявшем новый фильм New Hose Hotel, рассказы-
ваедДпвш вдр Р а в ш ш
______________________
Говорят, что до начала “официальной" карьеры
Абель Феррара снимал порно-
фильмы, хотя сам он не желает вспоминать то время. Его "настоящий" дебют
1979 года Driller Killer был дешёвым грязным splatter horror и
сразу сделал ре-
жиссёра культовым. Любители злобных весёлых trash movies приняли Феррару
как родного, но уже второй его фильм показал, что он не вписывается в стерео-
тип. Фильмы Феррары - не триллеры, не хорроры, не драмы и
уж
тем более не
комедии. Это невыносимо прекрасные картины
распада и
самоуничтожения, ди-
кая смесь барокко с рэйвом. Во втором фильме, разные версии которого назы-
ваются или Angel of Vengeance (Ангел Мщения) или Ms. 45 (Мисс 45-го калиб-
ра), кровавый кошмар сопровождался изысканным ритмом и
красивой оператор-
ской картинкой, далеко уходя от сердитых мусорных триллеров. По сюжету не-
винную
глухую
модисточку зверски насилуют несколько раз подряд, причём один
раз -
сам режиссёр в маске из полиэтиленового пакета, рас-
крашенного губной помадой
В отчаянии милая девчушка убивает оче-
редного насильника утюгом, расчленяет труп в ванной, голову кладёт в холо-
дильник, а остальные части, расфасованные в пакеты, разбрасывает по помой-
кам
Нью-Йорка. Одновременно она начинает убивать мужчин, которые, как ей
кажется, пристают к ней. На случайный взгляд, невинный вопрос или мимолёт-
ную
улыбку она отвечает пулями. Магнум 45-го калибра - её язык и
способ об-
щения, в этом фильме она разговаривает выстрелами. Она начинает охотиться
на мужчин. В одной из самых странных сцен фильма двуногие городские крысы
мужского пола с хихиканьем бегают по кругу вокруг героини. Внезапно она вы-
хватывает свой 45-й калибр и
несколькими точными выстрелами опрокидывает
подонков на асфальт. В финале "мисс 45-го калибра", одетая монахиней, прихо-
дит на дискотеку и стреляет до тех пор, пока её подруга не всаживает ей нож
в
спину. Роль ангела истребления исполнила чрезвычайно популярная в нью-йорк-
ской богемной субкультуре 17-летняя Zoe Lund, под кодовым
именем Tamerlis ра-
ботавшая, кажется, для бюро по борьбе с наркотиками и
почти открыто снабжав-
шая своих друзей отличным shit.
Феррара изнасиловал её на съём-
ках по-настоящему,
и она не простила его до сих пор. После Ms.45 Фер-
рара предложил нам
тупой кровавый городской вестерн Fear City о маньяке-
убийце проституток и
несколько серий телевизионного сериала M
iam
i Vice. Он
как бы
задался целью
разочаровать своих поклонников. Это ему почти удалось,
хотя Мелани Гриффит в роли шлюхи в Fear City показывает высший класс эксги-
биционизма - никто из звёзд её уровня не раздевается перед камерой с таким
наслаждением! Но в 1987-м Феррара не выдержал и
снял вариацию
на тему
"Ромео и
Джульетты" China Girl. Все мотивы более поздних фильмов уже име-
ются в чистом виде. Там
есть статуя католической мадонны, депрессия, тяжёлые
наркотики и
садистский секс. Феномен под названием "кино Абеля Феррары"
оформился окончательно, и
даже критикам стало ясно, что "новый Скорсезе
явился!" Однако сразу за великолепной "китаяночкой" последовал совсем уж
ни-
куда не годный детектив по роману Элмора Леонарда Cat Chaser. Неамерикан-
цам
непонятно, что находят в плохо придуманных и
скучно написанных книгах
этого писателя умники типа Феррары и
Тарантино. Но Феррара, размахивая ру-
ками, называет Леонарда "Марком Твеном нашего грёбаного столетия" и плачет
о том, что так и
не экранизировал Get Shorty. Cat Chaser (Истребитель буржуев)
- типичный американский (не нью-йоркский) фильм "по Элмору Леонарду". В
невнятной истории с гангстерами, спецслужбами и
воспоминаниями о Сальвадо-
ре голубой бассейн, из которого главный герой по утрам вылавливает палую
ли-
ству, запоминается больше, чем этот самый герой Питер Уэллер. Интересно, что
Уэллер - единственный из актёров, работавших с Феррарой, который с удоволь-
ствием вспоминает съёмки: "Abel Ferrara? He's fucking great. He's really rock-
'n'roll!" И
сразу за вялым рок-н-роллом "Истребителя ‘котов"' Феррара взорвался
гениальным gangsta rap King of New York с Кристофером Уокеном. Фрэнк Уайт
выходит после долгой отсидки в город, который уже забыл о печальном белом
главаре самой свирепой чернокожей банды
Нью-Йорка, объединяет торговцев
наркотиками, истребляя всех несогласных, и
собирается строить детский госпи-
таль на деньги, полученные от продажи джанка и
кокса. Он почти достигает це-
ли, но гибнет в машине, вокруг которой кружат копы, не решаясь приблизиться и
не зная, что гангстер уже не опасен. Уокен в роли Фрэнка Уайта потрясает. Не-
возможно забыть, как он танцует со своими дикими друзьями - "мы
им
дадим
рэп, рэп!" - или как, собираясь выйти из комнаты, он вдруг поворачивается и
стреляет на прощанье в уже расстрелянного мафиози. Посмотрев в 1990-м
"Короля Нью-Йорка”, мы
решили, что Феррара достиг высшей точки и лучшего
фильма уже не сделает. Однако, к нашему удивлению, Bad Lieutenant 1992 года
с Харви Кейтелем в роли подлого, злого, грязного, одержимого кокаином офице-
ра полиции ничуть не хуже "Короля Нью-Йорка", а снятый после Body Snatchers
околокиношный кошмар Snake Eyes (или Dangerous Game) с тем же Кейтелем и
Мадонной оказался абсолютным шедевром. Удивительно, что эти три фильма
были сделаны в течение одного года. Все, пишущие о "Плохом лейтенанте", обя-
зательно рассказывают, как персонаж Кейтеля ловит двух неправильно припар-
ковавшихся девочек и
заставляет их ласкать друг друга, пока сам он сосредото-
ченно онанирует. Но ударная сцена всё же другая - где "плохой лейтенант"
в
кокаиновой депрессии встречает Христа и набрасывается на
него с упрёками.
Иисусу нечем ответить на справедливые претензии, и он
молчит, опустив голову.
.. It's fucking cool! О
Body Snatchers Феррара говорить не
любит и охотно вычеркнул бы
"похитителей тел" из своей фильмографии. Однако
этот научно-фантастический horror с 20-миллионным бюджетом, повторный ри-
мейк старой ленты Дона Сигела, принёс ему финансовый успех и популярность
не только у чокнутых завсегдатаев киноклубов, но и у "солидной" публики. К то-
му же история инопланетного вторжения на Землю, рассказанная с точки зрения
инопланетянина-агрессора, позволила Абелю
Ферраре осуществить мечту и по-
ставить Mother of Mirrors, давно задуманный стопроцентно провальный фильм.
Однако во время подготовки к съёмкам Феррара вдруг всё перерешил и, вместо
того, чтобы снимать "Мать зеркал", рассказал о режиссёре-психопате, снимаю-
щем
"Мать зеркал" с Мадонной в главной роли. Snake Eyes создавался в обста-
новке близкой к боевой, съемки велись на истребление, Мадонну с плохо
покрашенными волосами чуть не застрелили во время съёмок, да ещё и изнаЬи-
ловали всерьёз, а несгибаемый Кейтель оказался на грани нервного срыва. Но
главный скандал разыгрался после премьеры, потому что огромное число "ма-
чос" звёздного калибра приняли Snake Eyes на свой счёт. Норман Мейлер, на-
пример, только что какашками в Феррару не кидал и
сделал всё, чтобы уничто-
жить этот фильм. На пресс-конференции в Каннах режиссер был абсолютно не-
вменяем и грозился снять следующий фильм с интерактивным персонажем, ко-
торый сойдет с экрана в зал и
расстреляет зрителей. Зрители замерли в слад-
ком
ожидании. Но Феррара опять выдал не то, чего от него ожидали. За 20
дней он снял The Addiction, черно-белый репортаж о нескольких ночах укушенной
вампиром аспирантке философского факультета. "Пагубное влечение" - так
обычно медики определяют пристрастие к тяжелым наркотикам - никакой не hor-
ror, а скорее жуткое гиперреалистичное сновидение, битком набитое цитатами
из модных философов и сценами жестокой ломки несчастной вампирессы. По-
том опять прыжок в сторону, и
появление гангстерской баллады The Funeral с
полным набором
фирменных гэгов - наркотики, выстрелы в лицо, садистские из-
девательства и
католицизм, верностью
которому Феррара достаёт всех своих
интервьюеров. "Погребение" рифмуется с Bad Lieutenant и
его появление хоть
как-то объяснимо, но следующий фильм Blackout больше напоминает эротико-
шизофренические сказки Дэвида Линча, чем злобные драмы Феррары. Это
странно, зато теперь мы
знаем, что Феррара может снимать линчеобразное ки-
но не хуже, чем автор "Синего бархата" и
"Потерянного шоссе". И вот теперь мы
можем посмотреть New Rose Hotel, экранизацию новеллы киберпанка Уильяма
Гибсона, фильм, который Феррара начинал три или четыре раза и
каждый раз
бросал, потому что не мог найти актрису на главную
роль. Он нашёл её В Ита-
лии, на родине католицизма и
криминальных романов с психопатологическим
бэкграундом. Ася Ардженто, прекрасная дочь автора культовых horrors Дарио Ар-
дженто, темноглазая брюнетка, чей живот ниже пупка украшен татуированным
ангелом, сыграла классическую роковую
женщину. Её героиня разрушает бизнес
и ломает жизни всех хакеров и
киберпанков, имевших глупость попасться ей на
пути. Растоптав всё, что только можно, она исчезает, как мираж, а
крутые
парни сидят, вспоминая её улыбку, и покорно ждут финаль-
ной пули
New Rose Hotel - новейший фильм Абеля Феррары, но далеко не
последний. Как всегда, у него далеко идущие планы. Он хочет сделать триллер о
последних днях жизни великого поэта и
режиссёра Пьера Паоло Пазолини, ком-
муниста-гомосексуалиста. Он желает снять фильмы Birds of Prey, The John
Holmes Story и
Fishback. QaMoe смешное во всей этой истории то, что у Ферра-
ры
хорошие шансы выполнить планы
и
реализовать ещё парочку проектов, не-
смотря на развинченные нервы, регулярное посещение церкви и
злоупотребле-
ние кокаином. Он непредсказуем, мы
это уже поняли. ■
предыдущая страница 88 ПТЮЧ 1999 10 читать онлайн следующая страница 90 ПТЮЧ 1999 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст