(лэйбл “Экзотика"]
мнение
птюна
A rte fa c ts нам одноврем енно и понравились, и нет. С одной стороны поним аеш ь, что все сде-
лано мастерски, каж ды й звук отточен ф илигранно, прописано великолепно. Но похож ие чув-
ства
(что неудивительно)
вы зы вает Aphex Tw in - ком ар носа не подточит, а прослуш аеш ь до
конца - ощ ущ ение такое, что учебник алгебры сож рал по ош ибке вм есто десерта. Хотя для
истинных ценителей Ю М этот ко м п а кт-д и с к будет отличны м рож д ественски м подарком . И
конечно же, это ещ е один подвиг наш их электронны х гераклов, мы ведь знаем , ка к им тяжело.
Что же касается Elektrus, вы пущ енного нем цам и W h a t So Funny A bout, то тут ситуация иная -
стилистически неоднородный, он как бы призван по каза ть заскорузл ы м европейцам - мол,
есть такой город - Питер. И там, кром е водки и “Э рм итаж а" есть ещ е и м узы канты со своим и
маленькими ком пью терам и и синтезаторам и. И они
[представьте себе)
запи сы ваю т музы ку.
Поэтому все, что у них есть, мы вам тут и назаписы вали. Ну а если серьезно, то здесь типи ч-
ная питерская “духовка"
(за редким исключением),
только в обновленном виде. Хиты надо де-
лать, ребята, и люди к вам потянутся, будьте уверены.
Если пару лет назад на вопрос одного незадачл ивого ж урналиста о том, чего не хватает на-
шей м узы ке для м ирового уровня, я, ни секунды не раздум ы вая, ответил: "М и рового уровня!",
то сегодня вы нужден с удовлетворением констатировать - пресловутого “м ирового уровня”,
хотя бы в сф ере Ю М
(intelligent dance music),
мы достигли, и подтверж дение тому два новых
сборника: “A rte fa c ts ” и "E lektrus". К аза л о сь бы, вы сота взята и есть повод для радости, но.
..
сейчас уже этого мало, потом у что сам по себе средний "м ировой уровень” оказал ся ныне не
так уж и высок. Все дело в том, что в результате глобальной ком пью теризации кустарное
производство м узы ки приняло угрож аю щ и е м асш табы : теперь каж д ы й пользователь PC м о-
жет попробовать себя в роли ко м п о зи то р а /и сп о л н и те л я , что, собственно, м ногие и делаю т с
больш им или м еньш им успехом. П оскол ьку бездарности проры ваю тся сами, а талантам п о -
прежнему никто не пом огает, м ир захлестнула настоящ ая эпидем ия м узы кал ьного гр а ф о -
манства, бездарного эпигонства, удручаю щ е ж ал кого плагиата и бестол кового ко м п и л я то р -
ства. И тог - беспрецедентное количество звукового мусора, обруш ивш ееся на слуш ателей.
Отныне и вовеки главная проблема продю сера, издателя, критика и мелом ана - найти в на-
возной куче ж ем чуж ны е зерна, причем в условиях, когда сам навоз и зо всех сил стрем ится,
мимикрируя под ж ем чуг, зам ан чи во блестеть и переливаться. Так как ж е в с е -та ки реш ить эту
задачу? К ак понять, что есть что? Готов поделиться ноу-хау: по -м ое м у, все довольно просто,
надо лишь, прослуш ивая очередной ш едевр, заполнить плю сам и и м инусам и небольш ую таб-
личку:
1
Форма/Стиль
+
2
Саунд
(звучание)
+ -
3
Драйв/грув
-
+
4
МесеДЖ
[послание]
- +
5
Актуальность
(современность)
+
Б
Свежесть
(новизна, эксперимент]
+
7
Функциональность
(качество обслуживания определенного психофизического состояния)
+
Табличка д ово л ьн о -та ки универсальна, равно пригодна для исследования инструм ентальны х
пьес, п о п /р о к песенок и танцевальны х треков.
Итак, критерии определены, м етодика известна. П редм ет исследования - две ком пиляции:
питерский "E le ktru s” и м о ско в с ко -л е н и н гр а д с ко -м и н с ко -с и б и р с ки е “А ртеф акты ”. Не буду
утомлять читателя деталями сравнител ьного анализа двух альбом ов
(каждый на досуге мо-
жет заняться этим самостоятельно),
ограничусь лиш ь общ им и соображ ениям и.
Сначала - позитив. В обоих случаях проведена огром ная продю серская работа по селекции
материала: и Роман Белавкин, и Илья Б ортню к весьм а успеш но справил ись с отделением з е -
рен от плевел. На мой субъективны й взгляд, количество мусора в обоих случаях не пр евы ш а-
ет 10% . Н есм отря на различие цем ентирую щ их начал
(у Elektrus доминирует почва, у
Artefacts - идеология)
м атериал обеих ком пиляций прощ е всего идентиф ицировать ка к Ю М
или "e lectro nic liste n in g ”, то есть м узы ку не столько для танцев, скол ько для вним ательного
прослуш ивания. И хотя оф орм ление обоих альбом ов достаточно стильно и концептуально,
название и дизайн “А ртеф актов” мне каж ется более удачны м - все ж е "E le ktru s”
(электричес-
кие русские, что ли?) -
чересчур претенциозен
(правда, следует учесть, что CD выпущен не-
мецким лэйблом).
Что ж е касается создания соб ственного неповторим ого звука и стиля, то
здесь больш е преуспели ленинградцы , поскольку саунд и стил истика А гЛ е с ’о вских артистов
каж утся мне менее оригинальны м и, а порой и им ею щ им и прям ы е западны е аналоги. Д ва
слова о моих персональны х ф аворитах. На “E lektrus" - это, безусловно, M o Fun и Ножи, на
“A rte fa c ts ” ж е особенно порадовали Lazyfish и J-T o o n z. Теперь - негатив. Нет. Реш ил не
злобствовать. Еще успею. Б ою сь спугнуть. У ж сл иш ком приятно наблюдать, ка к стрем ительно
прогрессирует наш а электронная сцена!
Р Е З Ю М Е . П ервы й ш а г сделан: теперь весь м ир будет знать, что в плане I.D.M., E.L., D ’N'B, В.В. и т.д. у нас
все ка к у лю дей, в см ы сле - почти ка к у ин остранны х коллег. Д ело за м алы м , хватит п лести сь в хво сте и о г-
ляды ваться на запад, пора перехватить инициативу! Н адо сделать след ую щ ий ш аг: и н сп ири ровать м оду на
русскую электронную м узы ку, п одчеркнуть ее сам обы тность, ори гинальность, созд ать сво и индивидуаль-
ные стили и направления, придум ать для них звучны е названия, за ин три гов ать, за ста в и ть следить за на-
ш и м и н овинкам и, за ка зы в а ть их по почте, покупа ть л и цензии , ходить на концерты , под раж ать н аш и м з в е з -
дам и т.д. Р аз получается у них, дол ж н о вы гореть и у нас.
Zig-ZdQ говорит о
qh
-
q m
К оне ц XX века добавил к ты сячам других
д ревнейш их и не очень проф ессий еще
одну, которая стала одной из самых желг
ем ы х для молодежи. Стать DJ модно, ино
гда вы годно. В А нглии почти половина
ш кол ьн ико в хочет встать за вертуш ки. В
других странах ж елаю щ их покрутить плас
тинки в свое удовольствие, вероятно, не
м еньш е. Для того, чтобы стать ди-дж еем
не нужно учиться в полном смы сле этого
слова. Следует узнать несколько осново-
полагаю щ их технических приемов и пото
отрабаты вать их до соверш енства. Но ве
вопрос состоит в том, скол ько желающи>
захотят прийти на ваш сет.
Для чего л к
ди становятся ди-дж еям и?
К а к npaBHj
по двум основны м причинам . Первая: же
лание быть в центре внимания, иметь ма
су разны х д рузей-под руг, возм ож ность
бы вать там, где для других закры то. Вто-
рая: непреодолим ое ж елание поделиться
другим и той м узы кой, которая нравится.
Ч асто обе причины ф орм ирую т лицо ди-
джея, но преобладание одной из них влия
ет на его м есто в соврем енной музыке.
Вот два примера:
M a ru sh a и Sven V ath
M a ru sh a - типичны й представитель пер-
вой причины . Она стала д и -д ж е е м случа!
но. П росто она вела програм м у на радио
те хн о -м узы ке , и у нее скопилось м нож ес
во пластинок, которы е по совету бойфре!
да она начала крутить в ком пании с
W e s tb a m и DJ Dick. Н аписала пару свое
врем енны х хитов, которы е сейчас уже Мс
ло кто помнит, но зато ее зеленые брови
остались д аж е в памяти людей, далеких с
соврем енной м узы ки. М не ж е запом ни -
лись ее сеты в М о скве и Ф ранкф урте. Ес.
бы так играл кт о -т о другой, его бы не то
что не пригласили бы играть на M ayday, t
и не пустили бы крутить пластинки в при-
личном клубе. Х очеш ь быть популярным,
будь там, где надо, с кем надо, делай то,
что от тебя больш е всего ждут. Sven Vath
"причина ном ер два". Начал играть ещ е е
стародавние врем ена в клубе своих роди
телей. М ногие, кто давно интересуется
электронной м узы кой, пом нят первый егс
сингл O ff “E lectrica Salsa". Впоследствии i
стал одним из соучредителей лэйблов Еу
Q и H a rthouse , любил поиграть длинные
сеты часов по двенадцать, при этом пере
груж ал свой орган изм всевозм ож ны м и
и злиш ествам и. Н есколько раз полностьк
очищ ал кровь в одной из ш вейцарских
клиник. После того, как, по его мнению,
тр а н с -м у зы ка исчерпала свой новатор-
ски й потенциал, продал свою часть лэйб-
лов со словам и “Я транс откры л - я его и
за кр о ю ”. На некоторое время уш ел в тень
Но вернулся с неплохим альбомом техно,
д и п -ха уса и эмбиента. В течение многих
лет играет по пятницам в ф ранкф уртскок
клубе “Омен", а в последнее время часты
гость на И бице, где заставляет двигаться
под техно даж е представителей королев-
ски х сем ей ара бского мира. Его пластин«
до сих пор слуш аю т и играю т. Среди по-
кл онников те х н о -м узы ки заслужил уваж
1
<
тельное пр озви щ е D e r Kaiser. Безусловн'
и M aru sha, и Sven V a th заработали на
ж и зн ь м узы кой и популярны. Но у первой
путь наверх был очень быстрым, так же
быстро, скорее всего, ее забудут. Второй
ж е упорно делал то, что считал нужным,
v
останется в электронной м узы ке навсегд
предыдущая страница 44 ПТЮЧ 1999 11 читать онлайн следующая страница 46 ПТЮЧ 1999 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст