f i c t i o n
НИМ СОИЕСШ) ран- КВ.'« К 1П1ТЮЧ
Американский режиссер, актер и сценарист Вуди Аллен
выпустил книгу Complete Prose, в которую вошли разные
записи из дневников, эссе и отрывки ненаписанных сце-
j M f t J H
нариев. Вопреки сложившемуся имиджу Аллена они сов-
« Е Ш Ш й Я Ш
сем несмешные. Даже какие-то странные.
D Y
^
^
A L L E N
^
'
1
либретто некоторых балетов
Жертвоприношение
М елодическая прелюдия расска зы вае т об отно-
ш ении человека с зем лей и почем у он всегда з а -
верш ает свой путь закопа нн ы м в ней. З анавес
поднимается над огром ной пусты ней, не похожей
на известную часть Н ь ю -Д ж е р си . Ж ен щ и н ы и
м уж чины сидят отдельны ми группам и, а потом
начинаю т танцевать, но они не зна ю т зачем и
вскоре садятся обратно. Затем появляется м оло-
дой муж чина в расцвете сил и танцует гим н огня.
В незапно оказы вается, что он в огне, и после ту-
ш ения он см ущ енно удаляется. Теперь сцена по-
груж ается в темноту, и Ч еловек бросает вы зов
Природе - волную щ ее столкновение, во время
которого Природа укуш ена за бедро, в результате
чего последую щ ие ш есть месяцев тем пература
не подним ается вы ш е тринадцати градусов.
Сцена 2 начинается, а весна так и не приш ла, хо-
тя уже поздний август, и никто не знает, когда пе-
реводить часы на летнее время. С тарейш ины
племени встречаю тся и реш аю т ум илостивить
Природу ж ертвопринош ением ю ной девуш ки. Д е -
ва выбрана. Ей даю т три часа, чтобы прийти на
окраину города, где ей обещ аю т венское ж аркое.
Когда девуш ка приходит вечером, она спр а ш и ва -
ет, где ж е сосиски. С тарейш ины пр и ка зы ва ю т ей
танцевать до смерти. Она признается ж ал остл и-
во, что не очень хорош ая танцовщ ица. Крестьяне
настаиваю т и, так ка к м узы ка нарастает неустан-
но, девуш ка начинает круж иться в неистовстве,
достигая достаточной центробеж ной силы, чтобы
ее серебряные пломбы перелетели через ф ут-
больное поле. Все ликуют, но сл иш ком рано, так
как не только Весна отказы вается прийти, но и
двоих старейш ин вы зы ваю т в суд по обвинению в
мош енничестве.
Дмитрий
Балет начинается на карнавале. Здесь есть з а к у -
— ски и аттракционы . М но го людей в ярко расц ве-
ченных костю м ах танцую т и см ею тся под а кко м -
панемент ф лейт и деревянны х дудок, в то врем я
ка к тром боны играю т в миноре, предвещ ая, что
^ вскоре закуски закончатся и все будут мертвы.
^ В о к р у г л уна -п арка бродит прекрасная девуш ка по
имени Наташ а, которая печальна, потому что ее
отца послали воевать в Хартум, но там нет войны.
За ней следует Леонид, молодой студент, которы й
сл иш ком застенчив, чтобы заговори ть с Наташ ей,
но приносит свеж ий овощ ной салат на ее порог
каж дую ночь. Н аташ а растрогана подаркам и и
желает встретить человека, которы й их присы л а-
ет, в особенности потому, что она ненавидит д о-
м аш ний м айонез и предпочла бы Рокф ор. М ол о-
дые люди случайно встречаю тся, когда Леонид,
пы таясь составить лю бовную за пи ску Наташ е,
падает с чертова колеса. Она ему пом огает под-
няться, и они вдвоем танцую т п а -д е -д е , после ко -
торого Л еонид пы тается впечатлить ее, вращ ая
гл а зам и до тех пор, пока его не отводят в общ е-
ственную уборную. Л еонид рассы пается в и зв и -
нениях и предлагает вдвоем прогуляться к тенту
№ 5 посм отреть кукольное представление - его
приглаш ение подкрепляет Н аташ ину м ы сль о
том, что она связал ась с идиотом.
Кукольное представление, однако, очаровательно,
и огром ная забавная кукла Д м итрий влюбляется
в Наташ у. Она осознает, что хоть тот и состоит из
опилок, у него есть душа, и когда Д м итрий пред-
лагает снять номер в отеле, как м истер и м иссис
Д ж о н До, она приходит в восхищ ение. Д вое тан -
цуют п а -д е -д е , несм отря на тот ф акт, что она
только что танцевала п а -д е -д е и вспотела как
бык. Н аташ а признается Д м итри ю в лю бви и кл я-
нется, что они оба будут всегда вместе, даж е если
человек, которы й управляет его веревочкам и, бу-
дет спать на раскладуш ке в прихож ей. Леонид,
оскорбленны й тем, что был брош ен ради куклы,
стреляет в Д м итрия, которы й не умирает, а появ-
ляется на кры ш е К ом м е р че ско го Банка,
надм енно вы пивая из бутылки A ir W ick. Д ействие
становится нескол ько запутанны м , и все ликуют,
когда Н аташ а разбивает себе голову.
Заклинание
Увертю ра начинается духовы ми инструм ентам и в
приподнятом настроении, в то врем я ка к контра-
басы, каж ется, предупреж даю т нас: “Не слуш айте
духовые. Что они вообщ е знаю т?" В скоре занавес
поднимается, и мы о казы ваем ся во дворце пр ин -
ца Зигм унда, великолепном в своей роско ш и и с
оплаченной арендой. Это 2 1 - й день рож дения
принца, и его подавленность растет по мере того,
ка к он откры вает подарки, так ка к больш инство
и з них оказы вается пиж ам ам и. Один за другим
его стары е друзья приходят засвидетельствовать
свое почтение, и он приветствует их р укоп ож ати -
ем или хлопком по спине, в зависи м ости от того,
ка к они столкнулись. Он предается воспом ин ан и -
ям со своим стары м другом Вольф ш м идтом , и
они клянутся, что если один из них облысеет, вто-
рой будет носить накладку из и скусственны х во-
лос. А нсам бль танцоров готовится к охоте, З и г-
мунд спраш ивает у них: "Что за охота?" Н икто не
знает, но попойка уж е заш ла сл иш ком далеко, и
когда появляется задерж ка, разд раж ение только
увеличивается. У ставш ий от ж и зн и З и гм унд тан-
цует вниз на берег озера, где рассм атривает 4 0
м инут свое превосходное отраж ение, р азд раж ен -
ный тем, что забы л принадлеж ности для бритья.
В незапно он слы ш ит взм ахи кры льев, и стая ди-
ких лебедей пролетает на ф оне луны, они повора-
чиваю т направо и направляю тся прямо к принцу.
З и гм унд пораж ен, что их лидер оказы вается на-
половину лебедем, наполовину ж енщ иной - к не-
счастью , разделенной вдоль. Она очаровы вает
Зигм унда, которы й старается не ш утить глупо по
поводу д ом аш них птиц. Д вое танцую т па де де,
которое закан чи вается тем, что Зигм унд бросает
гребень. Иветта, ж енщ ина-л ебед ь, сообщ ает
Зигм унду, что на нее наложил заклинание вол-
ш ебн ик Вон Эпс, и теперь и з -з а ее внеш ности
пр акти чески н евозм ож но получить ссуду в банке.
В невероятно сл ож ном соло она объясняет язы-
ком танцев, что сущ ествует способ снять прокля-
тие Вон Эпса - ее возлю бленны й должен пойти
учиться стенограф ии в секретарской школе. Это
чудовищ но, но З и гм унд божится, что он это сде-
лает. В незапно появляется Вон Эпс под видом
вчераш ней стирки и украд кой похищ ает Иветту,
когда закан чи вается первы й акт.
А кт 2 начинается неделю спустя, принц должен
ж ениться на Ж ю стине, девуш ке, о которой он
полностью забыл. Зигм унд а терзаю т противоре-
чивы е чувства, с одной стороны он все еще любит
ж енщ ину-лебед ь, но Ж ю сти н а столь прекрасна и
не имеет таких больш их недостатков, как перья и
клю в. Ж ю сти н а соблазнительно танцует вокруг
Зигм унда, которы й раздум ы вает - жениться или
найти И ветту и посм отреть, см огут ли доктора по-
м очь чем -нибуд ь. У даряю т тарелки и входит кол-
дун Вон Эпс. На сам ом деле его не звали на
свадьбу, но он пообещ ал не есть слиш ком много.
В беш енстве З и гм унд достает свой меч и вонзает
его в сердце Вон Эпса. Это вы зы вает затемнение,
и м ам а З игм унд а пр иказы вает ш еф -повару по-
дож дать нескол ько м инут с подачей ростбифа.
Тем врем енем В ольф ш мидт, действуя в интере-
сах Зигм унда, находит И ветту - не такая уж слож-
ная задача, ка к он объясняет, "м ного ли полу-
ж енщ ин, полу-лебедей тусуется вокруг Гамбур-
га?" Н есм отря на м ольбы Ж ю стины , Зигмунд
м чится к Иветте. Ж ю сти н а беж ит за ним и целует
его. О ркестр издает м инорны й аккорд, и мы вдруг
видим, что З и гм унд надел трико наизнанку. Ивет-
та рыдает, объясняя, что единственны й способ
освободиться от заклятья - это умереть. В одном
из наиболее волную щ их и прекрасны х пассажей
во всех балетах она влетает головой в кирпичную
стену. З и гм унд наблюдает, ка к ее тело изменяет-
ся и з м ертвого лебедя в м ертвую женщину, и
осознает, какой го р ьковато-сл ад кой может быть
ж изнь, в частности для дичи. Разбиты й горем, он
реш ает присоединиться к ней и после изы скан-
ного танца скорби проглаты вает штангу.
Хищ ники
Этот знам ениты й электронны й балет, возможно,
один из сам ы х д рам атичны х на современной сце-
не. Увертю ра начинается какоф онией современ-
ных звуков - уличны е ш умы, тикаю щ ие часы,
карлики, и гра ю щ ие Н ога S ta cca to на расческах и
папиросной бумаге. З анавес поднимается над пу-
стой сценой. Н ескол ько минут ничего не проис- О
предыдущая страница 57 ПТЮЧ 1999 11 читать онлайн следующая страница 59 ПТЮЧ 1999 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст