Недавно я получил письмо от моей ex-girlfriend. В нем кро-
ме напутствий на тему о том, как
я
должен жить [в том чис-
ле и то, что надо срочно найти духовника и исповедоваться,
чтобы успеть до Страшного суда) была следующая ключе-
вая фраза:
“Главное в жизни - эго смерть” .
Как вы по-
нимаете, моя бывшая умеет грузить. Тем не менее по ее
совету и в духе времени я решил начать готовиться к смер-
ти заранее. В России со смертью все ясно. Больница, клад-
бище где-то на выселках, так далеко, кажется, что после
похорон туда уже никогда не попадешь (так оно потом и по-
лучается). Кто-то в черном машет кадилом, куски глины
гулко падают на гроб, пьяным служителям рассовываются
деньги не только за любое движение, кажется, за любую
беглую мысль. У тебя комок в горле, непонимание, ощуще-
ние полного конца света и пачка денег, зажатая в потном
кулаке. Потом поминки, и все напиваются и едят салат оли-
вье. Скучно, без фантазии. Трагедия исключительно по той
причине, что в западной (и русской) культуре есть такое по-
нятие как НАВСЕГДА. И любовь у нас вечная, и смерть то-
же навсегда, все “во веки веков, аминь”. А что по поводу
смерти предлагают нам другие традиции и религии? Мы,
как истинные покупатели в супермаркете иллюзий, имеем
полное право выбора - ведь западное (и во многом наше)
общество это всего лишь неограниченная свобода в выбо-
ре развлечений. А смерть - это высший entertainment, и
значит, death, без сомнения, is fun. Как говорится - “Let’s
amuse ourselves to DEATH”. Так какой же похоронный об-
ряд выбрать? Как же уйти красиво и со вкусом?_________
Начнем с древности. Например, древние египтяне предла-
гали весьма радикальное решение. Перед тем, как засунуть
умершего фараона в гробницу, они голосовали и, если
большинство решало, что фараон прожил недостойно, про-
сто выкидывали его тело в реку. Справедливо.
У эскимо-
сов после похорон все принимают совместную сауну
-
отличная церемония очищения. Неплохо, но еще лучше
следующее - жена усопшего эскимоса должна год нахо-
диться в трауре: она не моется, не смотрит на небо и море,
не прикасается к острым предметам и говорит только ше-
потом. Мусульмане в знак траура снимают с окон дома
усопшего все занавески. Гроб сопровождает кортеж про-
фессиональных плакальщиков (как в древней Греции). Тело
в землю кладут головой на север, а саму голову поворачи-
вают в сторону Мекки. Евреи бормочут свое: “Славен будет
праведный Судья" и складывают руки умершего в слово
“Шаддай” - Всемогущий. Или, скажем, похороны на море -
тело оставляют на ночь на посмертную вахту, а потом за-
шивают в мешок и последний стежок пропускают через нос
умершего. Зорастрийцы оставляют тело птицам на специ-
альных башнях (назывались они “башни плача”),
тибетцы
выкидывают тело на съедение собакам.
Из современ-
ных способов избавления от назойливого тельца (при его
одновременном сохранении) отметим криногенику. Но это
только для Майкла Джексона, братков, новых русских (а
также домашних животных богатых владельцев). Так что
способов избавления от тела много. Но самый стильный и
экологичный, конечно, кремация. Гигиенично, дешево и
экономит пространство. Кремация практиковалась еще в
древней Греции и Риме (но тогда она была дорогой и не все
могли ее себе позволить). В исламе и иудаизме кремация
полностью отвергается. Ортодоксальные евреи считали,
что кремировать можно только животных и преступников.
Древние христиане друг друга не кремировали, потому что
считали, что будет несколько проблематично восстать из
мертвых без тела (всю жизнь псевдо-христиане кричат, что
тело греховно, но вот после смерти почему-то пытаются
его сохранить). Кстати, римляне христиан часто сжигали
именно по этим соображениям. На протяжении последую-
щих столетий кремация на Западе использовалась лишь в
экстренных случаях - во время чумы или для избавления от
трупов на поле битвы. В наше же время кремация в "про-
мышленных масштабах” возродилась только после созда-
ния в Англии Кремационного Общества (1874 г). Ну а пос-
ле Англии понеслось по всему западному миру. Кремация -
единственно приемлемый вариант “похорон” в индуизме и
буддизме. Тело надо вернуть в составляющие его элементы
- огонь, воду, землю и воздух. Для хиндуистов самое почет-
ное - закончить свои дни в Бенаресе, быть там кремиро-
ванным и выброшенным в Ганг (часто в полусожженном
состоянии). Во время похорон индусы поют Rama пата
satya Ьаі - “Правда это имя бога”. В буддистском Таиланде,
например, "похороны” проходят приблизительно следующим
образом. Умершего кладут на лед (или ставят на химию) и в
гробу выставляют в монастырской сале (помещение для
встреч монахов и мирян, там же 2 раза в день обычно едят
молодые монахи). Г роб украшается как елочка гирляндами
лампочек. Каждый вечер буддистские монахи приходят и мо-
нотонно бубнят: Києаіа йбатта, Акиэа1а ОЬатта ("хорошая
Дамма, плохая Дамма” - начало погребальной станцы). За
это благодарные родственники выставляют им обеды и дают
кучу денег (в конвертах, так как монах к деньгам не должен
прикасаться). Семьи на Востоке большие, и пока все собе-
рутся на похороны со всех уголков страны, может пройти не-
деля, а то и больше. Кто-то в семье должен стать монахом
(хотя бы на день) или в худшем случае “храмовым мальчи-
ком”. Буддистская кремация начинается обычно в 1 час дня
(с 11 до 12 монахи едят свою последнюю за день пищу).
Практически в каждом монастыре есть крематорий или от-
крытая площадка для сожжения (последняя часто с баскет-
больной разметкой и кольцами - простой территории ни к
чему). Самой процедурой кремации занимается специаль-
ный человек в камуфляже и черных нашивках. Он и его ко-
манда пьяны до безобразия, до полного автомата. Но дело
свое они знают. Заметим, что
надо очень мало дров, что-
бы человека сжечь
Хватает одной вязанки, во время про-
цесса ничего не подбрасывают, это вам не пионерский кос-
тер. Происходит все так. В монастыре гроб закидывают в
мини-грузовик с надписью Яезцие и везут в крематорий.
Родственники рассаживаются на трибунах как зрители на
теннисе. Разносятся прохладительные напитки. Только пос-
ледние 10 лет тайцы, копируя запад, начали на похороны на-
девать черное. До этого все приходили в белом. Белый -
цвет покорности и смирения. Г роб сначала ставят на землю,
и несколько монахов обходят его три раза (по часовой
стрелке). Раньше часто старший в семье брал топор и раз-
бивал череп умершего (!). Теперь просто выливают на лицо
усопшего кокосовое молоко (чтобы хорошо пах при встрече с
Ямой - китайским богом смерти). Иногда могут в рот умер-
шему положить монету - плату за пересечение подземной
реки, охраняемой существом по имени Господин Яркого
Драгоценного Камня. Часто тело обматывают специальной,
освященной монахами веревкой в три витка - против трех
привязанностей - детей, жены и здоровья (перечисленные
вещи усопшему уже не пригодятся). Кроме этого в гроб мо-
гут положить лестницу (но не для того, чтобы подниматься в
рай, а для того, чтобы плохие духи не забрались в гроб к те-
лу). После всех этих процедур гроб ставят на платформу с
поленьями, монахи кидают в него цветы из стружки. Потом
то же делают родственники. Аббат монастыря выстрелом из
ракетницы поджигает фитиль (или наследник сам поджигает
костер спичками), и через минуту все горит ярким пламенем.
Интересно, что потом наследник делает с этими спичками?
Наверное, на алтарь кладет. Никто не плачет, ни слезинки.
Дети усопшего лучезарно улыбаются
В целом смерть -
это праздник, развлечение для живых. "Мои соболезнова-
ния” в буддизме никто не говорит. Тибетцы даже поздравля-
ют со смертью (вроде “Наконец-то! Какое счастье!”). Однако
реально смотреть кремацию родственники не остаются, а
разбегаются в течение 3 минут после зажжения огня. Миря-
не крайне боятся духов, да и сладкий запах горелого челове-
ческого мяса.
.. как бы выразиться.
.. специфичен, на любите-
ля.
А многие монахи кремацию любят.
Ведь Будда сове-
товал на смерть медитировать и о ней всегда помнить. Че-
рез несколько дней монахи выдают прах родственникам со
следующими словами: "Увы, очень скоро это тело будет ле-
жать на земле - без сознания, выброшенное как ненужная
вещь". Родственники строят маленькую ступу (пагоду), куда
прах и замуровывается. Вот и все. Теперь можно эту ступу по
праздникам посещать и оставлять там еду и деньги. В прин-
ципе такой же анимизм, как и в России на сельском кладби-
ще. И в целом в буддистском смысле смерть - хорошая пра-
ктика. Теряешь все привязанности, полностью освобожда-
ешься от всего. К тому же смерть, как известно, далеко не
вечная - даже боги, истощив свою карму, попадают в ад. Че-
ловеком, между прочим, быть лучше, чем богом - самый
большой шанс просветиться и из колеса Самсары выпрыг-
нуть. Так где же вывод? Смерть говорит: "Будь свободен”.
Любовь говорит то же самое. А я говорю тебе так, дорогая:
“Смерти нет. Есть только похороны”.
предыдущая страница 60 ПТЮЧ 1999 11 читать онлайн следующая страница 62 ПТЮЧ 1999 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст