М ы недаром назвали эту статью так же, как и известный
трэк Apollo 440 - любые рассуждения о дабе неизбежно
приводят к ассоциациям с другим и стилями, казалось
бы, бесконечно далекими от roots. И, несмотря ни на что,
так и не удается получить четкий ответ на вопрос ‘‘Что же
такое даб ?” Это почти как буддизм
-
чтобы понять суть
вещей, о них не надо говорить или называть их. И тогда
придет Просветление
_________________________________________________________________________
В м узы кальной среде, где даже 1 5 минут славы уже ко е -
что да значат в продвижении вперед, даб расценивается
ка к одна из твердынь, остаю щ ихся верны ми себе - некая
великая могучая сила. Удерж иваю щ ая в равновесии сис-
тему и сохраняю щ ая незы блем ой структуру. Кром е того,
даб ка к словоф орм а и ка к терм ин просто обожаем люби-
телями поразглагольствовать на умные темы. И м м ож но
вертеть, крутить, ка к хочеш ь, подгонять и приспосабли-
вать в нуж ном месте, использовать ка к приставку или
часть сложны х слов, пониж ать или повы ш ать тон р а зго -
вора, - причем все это присущ е как слову, так и звуку. Я
думаю, каж ды й любитель м узы ки имеет хотя бы прим ер-
ное представление о том, как он звучит, и распознает без
труда среди прочей м узы ки. Но вот объяснить мне до не-
давних пор так никто и не см ог. Ни что это? Ни как? Ни
ареала его распространения, ни обычаев, ни повадок, ни
ка к его ловить, ни ка к дрессировать. Ответ приш лось ис-
кать самостоятельно, и, прослуш ав бездну пластинок,
пролистав весь м узы кальны й архив за последние 1 0 лет и
даже, вопреки всем своим принципам , проведя несколько
суток в интернете, удалось собрать по кучкам и н а ко н ец -
то
(те, кто пытался когда-нибудь заняться этим, мне
должны искренне посочувствовать)
заполучить неулови-
мого, скры тного, д икого зверя ДАБ.
"Вне реггей тусовки все горазды направо и налево рас-
суж дать о дабе, не понимая даже, к каком у классу понятий
он относится”, - это мнение практически всех ro o ts людей
от King Tubby до M ad P rofessor.
Д аб - это техника. Это манера и приемы студийной рабо-
ты, взош едш ие на плодородной р е ггей-почве, ростки из
оставш ихся в земле корней - roots. Кто заним ается техно,
джанглом , эм биентом и тр ип -хоп о м и привы к возиться со
звуком , должны знать, что эти приемы сущ ествую т с не-
запам ятны х времен. Этот почерк - автом атическое пись-
мо: начав делать музы ку, надо отклю читься, расслабиться,
освободить сознание и играть на уровне подсознания.
Ф а ктиче ски наиболее приемлемая история "дабового
рождения"
(что уже не совсем верно),
такова: все нача-
лось на Ямайке, в сам ом начале 7 0 -х годов, когда уже
зрелы й King Tubby принялся переделывать вокальны е
партии, некогда им же записанны е левой задней ногой.
Н ебреж но и неряш ливо сведенные, спонтанно аранж иро-
ванны е неясны м и отголоскам и ка ки х-то изум ительны х
странны х эф ф ектов, удлиненные и развернуты е версии
вокальны х ком позиций отличались еще невероятной глу-
биной низов качаю щ его, наитяж елейш его баса. В ходе
последую щ их 1 0 лет эстаф ету подхватили другие ям ай-
ские продю серы и м узы канты - Yabby U, A ugustus Pablo
Joe Gibbs, пресловутый Lee Penny - и медленно, но верно
духовный эпос даба стал постепенно просачиваться в
другую м узы ку, неся с собой свое уникальное звучание: в
рок, ф анк и диско, затем в хип -хоп и электро, хаус и техно,
эмбиент, трип-хоп, электронны й авангард
[artificial intelli-
gence)
и джангл.
Д ругая точка зрения, которой придерж ивается Kevin
M a rtin , ответственны й за вы пуск на V irgin великолепного
сборника “M a cro Dub Infection”, состоит в том, что этот дух
или эпос был всегда, неотъемлемый от любых м узы каль-
ных эксперим ентов во все времена, а ям айский ro o ts рег-
гей просто оказался первой инстанцией, на которой стало
отчетливо видно истинное лицо и суть того, что мы теперь
назы ваем Д А Б - "отф ильтровы вание звука от м узы ки, ко -
торая целиком и полностью зави сит от песен, в чьем о к-
ружении происходит ее развитие". На сборнике “M acro
Dub Infection” эта концепция проиллю стрирована воистину
с панорам ны м разм ахом . Среди проектов с отчетливым
д а б -сте р ж не м есть представители практически любых те
чений и направлений, нередко диаметрально противопо-
ложны х и даже враждебных. Вначале идут классики old
school: "M ad P ro fe sso r” и “Disciples". Затем музыканты
чуть более юные "The R o o tsm a n ” и "Iration Steppas",
джангл и брейкбит представляю т “4 Него", “Omni Trio”,
"Spring Hell Ja ck”, техно электроника: W a g o n C hrist
(Luke
Vibert),
тр и п -хо п представляю т Tricky, "E arthling”, acid-jaz
- “T o rto ise ”, dark a m b ie n t - “S co rn ”. На вы ш едш ем вслед
за M DI 1 появился и M DI 2. Даб на нем записан следую-
щ им составом : M aurizio, Bill Laswell, “Zulutronic", "Plug"
(Luke Vibert),
"M ouse On M a rs ”, “P rince Paul”, Андрей Type
(DJ Vadim)
и т.д.
Т аким образом абсолю тно ясно, что действительно стиле
образую щ им признаком в ситуации с дабом является
звук, и любой м ож ет за ка за ть и получить дабовы й ремик
Если проводить параллели, то д а б -зв у к - это почти аналс
эсида. King Tubby, Lee P erry, Throbbing G ristle, M erzbow
(Japanese abstract sonic supremo),
M ad Professor,
K ra ftw e rk, Bobby K onders - все они - пионеры acid house
в 1 9 8 8 - 1 9 8 9 торчали на acid. Эсиде во всех смыслах
этого слова. Притом, что эсид имеет три ключевы х значе
ния:
1. Об LSD говорить не стоит, ибо статья рассчитана на
просвещ енную аудиторию.
2. Acid House - это собирательное название всей м узы -
кал ьно-эл ектронной револю ции конца века. Кислотный
дом был ш табом этой революции, которая хотела счасты
не для всех, а для себя и своих близких, она не шла в мае
сы, она бежала от них в леса, поля, далекие страны, по-
дальш е ОТ непосвящ енны х. H ouse-д о м о м МОГ служить Зс
брош енны й амбар, сеновал, завод, руины храма, бамбуке
вый лес, ядерный реактор и т.д. А эсид был паролем. Ч и-
татель бесспорно знает, но все же напомню, что Acid - ai
звук, издаваем ы й синтезатором баса Roland ТВЗО З - ас
line. Тех, кого не нужно, он легко отпугивал, а своих затя-
гивал в водоворот безоглядного счастья, радости и любв
М ало кто пережил это время, ведь нелегко испы тывать
о ргазм несколько лет почти без перерывов, да и вообще
за счастье нужно платить. О собенно за такое. Недаром
N o rm a n Cook
(aka Fatboy Slim, Pizzaman, Mighty Dub Katz
Beat International, Freakpower)
сказал, что эти годы были
золоты м веком человечества.
3. И, конечно же, Acid - это стиль электронной музыки,
когда основа ком позиции исполняется на Т В -3 0 3 или ж<
основной акцент см ещ ен на acid-line. С другой стороны,
присутствие столь характерного тембра и частоты вибра
ции, аналогичное сверхтяжелому сердцебиению даб-бас
сам о по себе перетягивает центр вним ания и перевеш и-
вает остальные составляю щ ие каж дой конкретной вещи
участием Т В -3 0 3 . Т аким образом , стоит услыш ать зану£
ное гудение, ка к знаеш ь, что это Acid, а какой эсид это
уже имеет второстепенное значение. Acid Jazz, Acid
House, Acid T rance, T rip Hop, Acid Phunk или что-нибудь
еще.
П ослуш айте басовую линию
(bassline)
у King Tubby.
.. а те-
перь послуш айте 3 0 3 acid line.
.. Вы услыш ите, сразу по-
чувствуете и поймете, что настроение, энергия, глубина,
дух, мотивация у них идентичны.
Д аб отличается от м ногих других sound-соц иум о в боль-
ш им количеством творчески разносторонних и одаренны
людей со своим и неординарны м и подходами к происходи
щ ему и особенны м взглядом на ж изнь и творчество.
Danny из Renegade Soundwave, которы й употребляет тер-
мин "даб" в значении “свобода вы раж ения”, пояснил свок
мы сль - “детство и отрочество, проведенны е на Западе
Лондона, означаю т, что мы вы росли рядом с реггей.
Вполне естественно, что менталитет этой м узы ки орга-
нично сосущ ествует в нас с наш им собственны м и накла
ды вает отпечаток на любую другую музы ку, к которой мы
имеем отнош ение. Ж ить в Л ондоне с детства означает
больш ой опы т м еж национальны х контактов и философии
косм ополитизм а. Ты добавляеш ь реггей во все, что про-
пускаеш ь через себя - в хип-хоп, в арабскую, испанскую
и индийскую м узы ку. Он звучит вокруг тебя везде - рвет-
ся из проезж аю щ их м им о маш ин, из окон домов, м агази-
нов и киосков; ты впиты ваеш ь его, а потом вы жимаеш ь
из себя уже в иной форме. И огром ная благодарность О
предыдущая страница 45 ПТЮЧ 1999 12 читать онлайн следующая страница 47 ПТЮЧ 1999 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст