О той м ноголю дной волне первопроходцев, тем британским м узы кантам , которы е были полны реш им ости достичь желаемого и
добились выхода на другие уровни. Orb, Leftfield, A n d re w W e a th e ra ll, Dreadzone, R ockers H i-Fi, Dub Funk A ssociation and so on.
Начиная с момента своего зарождения и заканчивая сегодняш ней ситуацией, когда даб был растащ ен по кусочкам сперва
пост-роком , потом панком , а затем почти всем и электронны м и течениям и от эм биента до джангла, тр ип-хопа и его большого
поклонника dow ntem po, он был и остается на сам ом гребне волны радикального звукового авангарда. М ы сейчас живем в
постм одернистскую эпоху, во время царствования Ремикса, ставш его уже общ им м естом в м узы кальной культуре. Д аб-версия
или д а б -м и кс встречаю тся почти на любом релизе последних лет, и мало кто пом нит или даже знает тот факт, что эта техника
впервы е была использована в м аленькой студии на 18 D rom illy Avenue, в районе W a te rh o u se , в столице Я м айки Кингстоне
[Kingston Town],
П ионером -новатором д а б-а р а нж ир о вки был электронны й звукоинж енер и оператор по имени Osbourne
Ruddock, но толпы, осаж давш ие его дансинги, и бесчисленны е исполнители и м узы кальны е продюсеры , не раз прибегавш ие к
его услугам, звали его не иначе ка к King Tubby. Он родился Кингстоне в 1 9 4 1 году, а в 1 9 6 8 работал на собственной Sound
S ystem ’e “The H om e Tow n H i-Fi". М еж ду Sound S ystem s всегда сущ ествовала ж естокая конкуренция, и операторы старались за
воевать преим ущ ество путем достиж ения неповторим ости звучания. Одна из сам ы х больш их S.S. в то время принадлежала Ру-
дольфу Редвуду
[Rudolph Redwood)
из Spanish Tow n - бы вш ей столицы Я м айки в десяти килом етрах от Кингстона. Его програм
ма носила гром кое им позантное название: Ruddy's S uprem e Ruler of Sound
[Верховный Правитель Звука Руди).
По договорен-
ности с ве те р а но м -д и -д ж е е м Д еннисом Алькапоне
[Dennis Alcapone),
Руди каж дую неделю скупал в Coxsone студии все, что
было записано за это время, чтобы переписать м узы ку на ацетатны е пластинки и экскл ю зивн о играть ее на своей S.S. Это былс
отличной идеей, т.к. сделав рекламу на танцполе, м ож но потом уже только удовлетворять спрос ж аж дущ их обладать услыш ан-
ным. Кром е того, Руди стал печатать новые версии хорош о известны х мелодий на Duke Reid T re a su re Isle студии, где работал
инженером Byron Sm ith. Услы ш ав об этом, Tubby специально съездил в Spanish Town и понял, что нужно делать. Переняв ини-
циативу у Руди и Сеймура Вильямса по прозвищ у Стерео
[Seymour Williams),
Tubby очень скоро их обогнал. И грая версии ста-
рых Rock Steady вещ ей в своих сетах, он стал основанием великой карьеры д и -д ж е я U -R oy, которы й вы рос на этих ритмах и
стал представителем сегодняш него рэпа.
В ранних 7 0 -х Tubby приобретает дисконарезочную м аш ину и погружается в изготовление даба. В 1 9 7 2 у него появляются
двухдорож ечник и самодельны й м икш ер, и он приступает к работе с таким и продю серам и ка к Bunny Lee и Lee Perry, с которым
они делают стерео-д аб альбом “Blackboard Jungle” в 1 9 7 3 . Он та кж е сотрудничает с менее плодовиты ми
[но не менее новатор
скими)
продю серам и Glen Brow n, A u g u stu s Pablo, W in s to n Riley, Roy Cousins и C arlton P atte rson . Bonny Lee сводит его со студи-
ей Dynam ic, которая продает ему четы рехдорожечник. С такой аппаратурой он см о г конструировать специально подогнанное
оборудование для своих нужд, вклю чая фейдеры, без которы х он не м ог бы незам етно и м ягко сводить миксы . Это дало Tubby
преим ущ ество по сравнению с инженером Studio 1 7 T hom pson, работавш им с Randy и сводивш им треки более отрывисто, ис-
пользуя кнопки. И м енно Randy стал пом ещ ать р и тм -ве р сии на обратную
[B-side]
сторону пластинки и назы вать их “даб”. Tubby
даже см о г сделать себе “замедленное эхо” или ревербератор путем пропуска петли из м агнитопленки через головки двухдоро-
ж ечника. В 1 9 7 4 год Tubby вош ел уверенной поступью: Bunny Lee стал основны м клиентом студии, поставляя сотни заказов и
делая обработки для всех своих лучш их исполнителей, вклю чая Johnnie Clarke и Cornell Cam pbell. И все это в крош ечной студии
И м провизация становится актуальной - больш инство д а б-ве рси й К.Т. были сведены вживую . О ператор играл на пульте, как
д ж а зм е н-вир туо з, вы дуваю щ ий соло из своего саксоф она, переконструируя, вновь изобретая, пересочиняя м узы ку на ходу.
Каж ды й раз, когда Tubby им итировал даб, записы валась опять соверш енно новая версия. Он мог, например, постукивать по
пружинном у ревербератору, получая звук, похожий на раскаты грома, или превратить короткий звуковой текст в глубокое эхо,
потом реш ил использовать звуковы е эф ф екты, им итирую щ ие сирены или выстрелы. Э ф ф ект был сногсш ибательны й - дабовы
альбомы, вроде спродю сированны х Л и Перри “ Dub From The R oots” и “The R oots of D ub”, продавались невиданны ми тиражами.
К середине 7 0 - х Tubby начинает учить других звукоинж енеров, водя их по запутанны м лабиринтам даба. Его пом ощ ник “Prince'
Phillip S m a rt уезж ает в С Ш А
[сейчас он руководит там одной из лучших реггей студий “HCF'),
и Tubby берет себе вместо него
Gloyd Jam es, более известного как “P rin ce ”, а позднее - "K ing” Jam m y, вернувш егося из Канады в 1 9 7 6 году. Родивш ийся 2 6
октября 1 9 4 7 года в M ontego Вау, он был изначально представлен Bunny Lee Tubby, когда играл со своей Sound System в
W a te rh o u s e в конце 6 0 -х вм есте с д и-д ж е е м Lizzy. Ja m m y см икш ировал сотни д а б -ко м п о зи ц и й для Bunny, вклю чая и самые
известны е. В 1 9 7 8 году он организовал собственны й лэйбл, начав с ураганной инструментальной версии “Shank I Shek”, данно
1
ему другим патроном К.Т. - продю сером и певцом Vivian “Yabby Y ou” Jackson. К 1 9 8 5 году Ja m m y становится ведущим, даже
главны м продю сером на Ямайке, лично ответственны м за целое новое поколение м узы кантов и д и-дж еев. 7 0 -е подходили к
концу, и O vertone ‘S cie n tist’ B row n становится главны м звукореж иссером у К.Т. Кто бы ни сводил треки у Tubby, звук всегда быг
уникальны й и не похожий на другие, причем не важно, кто из м иксм астеров был за пультом - конечны й результат всегда носил
клеймо Tubby. В начале 8 0 - х он целиком посвящ ает себя созданию новой студии, заканчивает ее в 1 9 8 5 и вскоре продюсируе
первы й хит A nthony Red Rose “T em p e r”. Все идет к тому, что он должен наконец стать человеком № 1 в ям айской музы ке, ус-
пеш но продолжая работать со своей ком андой Firehouse Crew, но рано утром 6 февраля 1 9 8 9 происходит трагедия - King
Tubby был застрелен недалеко от своего дома. Убийца так никогда и не был найден. Тем не менее, новаторские откры тия Tubby
продолжаю т ж ить по сей день - дабовы е рем иксы , придуманны е и рожденны е им, распространились по всему миру.
В озьм ите песню, просто любую песню на выбор, отнесите ее в студию, и вам ее превратят во что хотите, в такое, что почти ни-
чем не напом инает оригинал. Реальность на любой вкус! М ечта алхим иков воплотилась в ж изнь - ж елезо становится золотом,
металл - хардкором , эм биент - д р а м -н -б е й со м . А началось все именно с даба. Чрезвы чайно устойчиво ош ибочное представ-
ление о дабе ка к об инструм ентальном реггей с психоделическим оттенком . П росто даб был изобретен на Я м айке и, естествен-
но, даб-трансф орм ации производились на реггей-м атериале, хотя то же сам ое м ож но сделать с любой м узы кой.
Даб - это биение сердца. Тяжелая горячая пульсация, охваты ваю щ ая вас целиком и проникаю щ ая в каж дую клетку тела. Даб -
это то, что вы слуш аете девять м есяцев до появления на свет. Он ка к наркотик - главная из человеческих привы чек. Это нечто
изначальное, глубинное, эсхатоническое, неземное, вселенское. Д аб - это раскаты грома, это ш ум сходящ ей лавины, это дыха-
ние океана, это северное сияние, это свечение планктона в ю ж ны х морях, это завы вание ветра, это эхо в горах и ущельях. Это т
корни и истоки, о которы х мы даже и не догады вались. Вы ш е я уже говорил об автом атическом письме. Т ак вот, взяв песню
[все-таки почему-то реггей взять приятней),
наклады ваем студийные эф ф екты, используем разнообразны е примочки, которые
превращ аю т реггей во внезем ной и призрачны й ландш аф т, все ещ е цепляю щ ийся за зем лю при пом ощ и ритма
[его называют
не rhythm, a riddim).
О ригинальны й рем икс. М узы ка в трех изм ерениях. Р астам анская вибрация.
Только растам аны или, лучше, растаф арианцы , вооруженны е воображением , преисполненны е внутреннего трепета и света, а
технически богаты е лиш ь двумя пружинкам и, парой м отков резинового ж гута и лейкопласты рем , могли ухитриться добыть му-
зы ку за миллион световы х лет от Земли, приладить к ней басы и отправить бит за пределы солнечной системы . И все после
этого изм енилось навеки и никогда не будет таким , ка к раньш е. ■
предыдущая страница 47 ПТЮЧ 1999 12 читать онлайн следующая страница 49 ПТЮЧ 1999 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст