□дин мой не очень умный знакомый псевдоинтеллигент, узнав, что я
иду на пресс-показ “Пляжа", скривился: “Ди Каприо?” Да, идиот, Ди
Каприо. Когда его еще в нежные тинейджерские годы выдвигали на
“Оскар" за замечательную роль в "Что гложет Гилберта Грейпа?" или
когда он стал любимым актером поколения после “Дневника баскетбо-
листа” и “Ромео и Джульетты", почему-то никто не произносил брезг-
ливое "A-а, это тот фильм с Ди Каприо”. Но стоило ему сняться в са-
мом прибыльном фильме в истории кино про тонущий корабль, как да-
же у людей с мозгами имя Лео вызывало эффект съеденного лимона.
ОК, после “Титаника" вышел ужасный “Человек в железной маске”, за-
то у Ди Каприо была еще маленькая роль в забавной "Знаменитости"
Вуди Аллена, и недавно подтвердились слухи о его сотрудничестве с
Мартином Скорсезе. Тем не менее Ди Каприо из-за “Титаника” изгна-
ли из малюсенького и никому не нужного рая под названием “мы-та-
кие-крутые-что-любим-только-индепендент-андеграунд-и-fucking-
Аббаса-Киаростами” и записали в другой рай “20-млн-за-фильм-
визжащие-поклонницы-трахаем-супермоделей”. Честно говоря, рай
номер 2 мне нравится больше - там хотя бы люди не скрывают, чего
хотят реально.
Но дело не в этом. Дело в том, что участие Ди Каприо в “Пляже” наст-
роило против фильма кучу народу. Во-первых, поклонники книги Алек-
са Гарланда завопили: “Вы ради денег сделали главного героя-англи-
чанина американцем!”
(заметим, что для сюжета и конфликта и книги,
и фильма это не очень важно - речь там идет
об
отношениях западной
англоязычной цивилизации и Востока, а разница в акценте
-
это ме-
лочь).
Я уже не говорю о том, что сам Гарланд регулярно ездил на
съемки и у него не было никаких претензий. Во-вторых, Иван Макгре-
гор, который снялся в трех предыдущих фильмах Бойла “Неглубокая
могила”, “Трэйнспоттинг" и “Менее чем обычная жизнь", сделавших
знаменитыми обоих, публично заявил, что роль изначально была обе-
щана ему, и что Бойл “продался”
(пусть Макгрегор лучше пересмотрит
еще раз свою роль дорогой марионетки в "Звездных войнах" и посмеет
после этого прочитать еще одну лекцию о "продажности").
В-третьих,
природоохранительные организации Таиланда обвинили съемочную
группу в том, что она гадит в их национальном парке. То, что после
окончания съемок остров приносит больше денег от туризма к местам,
где снимался фильм, чем национальный парк, почему-то замалчива-
ется. Наконец, добавьте к этому раздутую таблоидами историю о том,
как Ди Каприо чуть не утонул на съемках и наступил на морского ежа, и
убедитесь, что сам фильм никого не волнует, кроме его создателей.
“Пляж” при этом получился очень красивым
(благодаря оператору Д а-
риусу Хонджи, который до этого снимал "Семь" Дэвида Финчера).
Его
саундтрэк
(композитор - Анжело Бадаламенти, писавший музыку к
картинам Дэвида Линча и не только) -
лучшее в американском кино
собрание коммерческой электроники
(The Chemical B rothers, Moby,
Faithless и другие)
со времен “Хакеров”. Напряжение и новаторство не-
которых сцен
(когда герой Д и Каприо Ричард ходит по джунглям, вооб-
ражая себя участником компьютерной игры, или когда он выпрыгивает
из зарослей и шипит, как кошка, на дурочку-туристку, чтобы ее застре-
лила охрана)
вы будете вспоминать еще долго после выхода из киноте-
атра. Тильда Суинтон скупо играет островную бандершу Сэл, Роберт
Карлайл - сошедшего с ума Даффи, французы Виржини Ледуайен и
Гийом Кане - компаньонов Ричарда.
Сюжет описывать глупо. Мы печатали отрывки из "Пляжа” в номерах
3-5 за прошлый год, а в №11 '98 мы подробно написали об Алексе
Гарланде. Единственное, что мы можем к этому добавить, - что лите-
ратурный источник, ставший голливудским фильмом, непривычен для
Голливуда. По американским меркам в “Пляже” нет четкого жанрового
сюжета - ну приехал парень Ричард в Таиланд, ну поехал он на зага-
дочный остров, ну марихуана, красивая девушка и ловля рыбы, ну рай
для западного человека. Но где саспенс, деление на плохих и хороших?
Если это мелодрама - то где большая любовь? Если это триллер, то
почему злодей - остров? “Пляж" - не тот стандартный американский
поп-корн, который мы пожираем регулярно. Если хотите, этот фильм
отсылает к традициям полуавторского-полукоммерческого кино, кото-
рое процветало в Америке в 70-е годы и породило шедевры, выглядя-
щие свежо и сейчас. Если хотите, это "Апокалипсис сегодня” наших,
относительно мирных, дней. Только война ведется совсем на другом
фронте. Так что, Лео, с возвращением домой. ■
предыдущая страница 26 ПТЮЧ 2000 03 читать онлайн следующая страница 28 ПТЮЧ 2000 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст