с т о и т
О о л н о О о т о е Я
О
ПОРОС
m m nrnm m m
Саркисян
Если вы приезжаете в Питер и сразу идете в Эрмитаж, значит, вы не
очень знакомы с городом. Мои регулярные переезды из Москвы в
Петербург сложно назвать “делами" или туризмом. Это стиль жизни:
выкурить вечером на Ленинградском вокзале сигарету, а утренний
кофе пить на Невском проспекте, в гостинице Палас желательно.
Тем не менее, сразу попасть в Эрмитаж мне не удалось.
На этот раз мне необходимо сдать сессию, ну и погулять по набереж-
ным
(в качестве практических занятий).
Сняв мастерскую у почтен-
ной старушки, знакомой с Ахматовой и Бродским, на канале Грибое-
дова и поселившись среди водопадов из ниток, я вскоре узнала, что в
соседнем доме квартировался студент Раскольников. Оказавшись
соседкой Раскольникова, я так же, как и он, посещаю лекции и попи-
сываю статейки. Погрузившись в Питерский эпос, я наслаждаюсь
романтикой вылетающих пробок и бесконечных темных лестниц. Ме-
стный “мрачничок"
(замеченное модное словечко)
действует на меня,
как московского жителя, в рамках здорового декаданса, и вопрос о
тварности моего существования уже давно решен в пользу нетвар-
ности, виртуальности и вседозволенности. В непрекращающемся ча-
ду светской жизни, состоящей исключительно из посещения салонов
и бесконечной вереницы вернисажей на Лиговке
(Пушкинская 10),
я
услышала, что в Эрмитаже - австралийские аборигены. Я приложила
все усилия, чтобы добраться до далеких и загадочных антиподов.
Преодолевая морские ветра, я пересекла площадь, просочилась
сквозь очередь и затерялась в анфиладах с позолоченной лепниной.
Через привычный для музея гул я двигалась в направлении ритмиче-
ско-медитативной музыки. Я надеялась обнаружить что-нибудь
смешное и нелепое. И увидела: мемориал, посвященный памяти ко-
ренных жителей Австралии, погибших в борьбе за свою землю, в бе-
ломраморном Николаевском зале, где вырос лес расписанных ство-
лов-саркофагов, стоящих вдоль какой-то реки
(инсталляция погре-
бальной церемонии х-племени).
Кривые деревца в сочетании с зер-
кальной дверью, хрустальными люстрами и коринфскими колоннами
вопиюще нарушали всякое приличие. Традиции аборигенов очень
авангардны в европейских широтах. Это проистекает, видимо, от их
видения мира. Для аборигена Австралии слово “dreaming" означает
весь мир. Вся жизнь для него проходит в видениях. Чтобы все об
этом узнали, выставка так и называется “Мир видений”. Одна дотош-
ная старушка долго объясняла мне, как читать карты-планы, как буд-
то я собираюсь по ним путешествовать. Картины австралийских лю-
дей, которым дали холст и акриловые краски
(вообще~то они рисуют
на песке и человеческом теле),
при ближайшем рассмотрении ока-
зались картами местности племен. Магические символы, циклы дви-
жения солнца и загробный мир соседствуют с пустынями и озерами
(белые точки в кружочке)
и объясняют, как поженились змея и кенгу-
ру. В прекрасную эпоху рождения современного искусства известный
поэт и художник Аполлинер крал из Лувра статуэтки африканских
божков и припрятывал их в студиях своих знакомых художников. Ко-
нечно, когда все выяснилось, в полиции Матисс и Пикассо отказыва-
лись от всего. И хотя статуэтки пришлось вернуть, они все же успели
оказать свое магическое действие на известных французских ху-
дожников. Поэтому я очень настороженно отношусь ко всяким мне
непонятным знакам. Особое подозрение вызвала у меня одна ста-
рушка, в 70 лет ставшая художницей и теперь выплескивающая на
бесконечных холстах всю магию сорокатысячелетней австралийской
культуры. Установившаяся в Питере в последние время весенняя
слякоть, я подозреваю, дело ее рук. Современное искусство Австра-
лии не вызывает никаких подозрений и вполне понятно и европейцу,
и аборигену. Молочная речка с кисейными берегами, оказывается,
есть и в Австралии и экспонируется на железных полочках по голу-
бым стенам. Особенно мне понравилась серия "Настойка опия” - из
жизни на австралийской вилле европейской девушки, вспухшей от
одиночества, и ее маленькой австралийской служанки. В этом авст-
ралийцы такие же люди, как мы, но многое у них перевернуто с ног на
голову, хотя они и не ходят на руках.
предыдущая страница 92 ПТЮЧ 2000 03 читать онлайн следующая страница 94 ПТЮЧ 2000 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст