Стрессовое состояние очень эмоционально. Дозваниваясь одному
своему знакомому на мобильный целый час, я в конце концов выпа-
лила в трубку такую фразу, за которую можно было бы легко получить
в глаз, не будь это телефон. Вообще я считаю, что легкие стрессы
бодрят, и поэтому с удовольствием ссорюсь, скандалю и перехожу
дорогу в неположенном месте. Внося разнообразие в будничную раз-
меренную жизнь, они будят творческие силы, хотя это и противоречит
словам поэта Пушкина: “Служенье муз не терпит суеты”. Однако к
весне силы ослабевают и нервозность уступает место тоскливой ус-
талости. Никакие внешние раздражители не могут вывести человека
из коматоза. Обмякшие тельца все чаще стремятся отправиться на
отдых. Медицинское название выставки
(открывшейся на днях в га~
перее
у Г
ельмана)
известного архитектора и художника Александра
Бродского ‘‘Кома’’
(от греч. кот а
-
глубокий сон)
как раз диагности-
ровало повальный вирус, угрожающий жизни по эту сторону эквато-
ра. Посещать тельмановскую gallery для человека, привыкшего к бла-
^женному комфорту космически высоких технологий кондиционерного
Зрая, всегда мучительно. В маленькой и предельно прокуренной гале-
рее на этот раз и народу было как в метро в час пик. Маленькие гли-
няные домики, расставленные на огромном алюминиевом столе под
мисками допотопных ламп, соблюдали линии улиц, вписывались в
изгиб реки и поражали бесконечностью стереотипного повторения
прямоугольных кубиков с вдавленными в них спичкой как бы окошка-
ми. Убедительность перспективы завершали несколько условно вы-
лепленных высоток и дворянских особнячков. Головы великанов, тол-
пившихся вокруг города, катались по горизонту колобками. Несколь-
ко громадных бетакамов висели над потрескавшейся империей как
механические глаза высшего существа. Маниакальная работа ху-
дожника была рассчитана на поражение и без того обессилевших
гостей. Грандиозная постройка, несмотря на суровую тусклость объе-
кта, напомнила мне огромный праздничный торт, и я еле-еле удер-
жалась от желания съесть парочку домов. Но пафос урбанистическо-
го миропорядка проник в меня и сковал это непосредственное жела-
ние. Через стол сверлил меня ледяной взгляд директора Института
Современного Искусства. Спрятавшись за локтем оператора бетака-
мовского монстра, сосредоточенно размазывающего мазутную лужу
среди домов, я убедилась, что директор, хоть и смотрит в мою сторо-
ну, но как-то сквозь. Немного успокоившись и поняв, что мне не при-
дется нестись по ночным улицам как героям фильмов Хичкока, убе-
гая от тени директора, или как работнику министерства информации
Сэму из "Бразилии" сражаться с машинами, я ненадолго отвлеклась
от простого человеческого общения и потратила пару минут на ос-
мотр выставки. Как и положено приличной современной выставке,
она состояла из фотографий, видео и.
.. третий ингредиент “по вкусу”
может быть чем угодно: сало, масло, выброшенный хлам или косми-
ческий скафандр последней модели. Капельницы с мазутом, которые
я сразу не приметила, окончательно меня успокоили. Модная тема
экологической катастрофы - всего лишь война двух динозавров, в
результате которой оба вымрут, а человечек все равно останется.
Рассматривая фотографии с репортажем о последствиях уникально-
го урагана августа 1998 года
(когда М о сква лиш илась половины
своих зелены х насаж дений и деревья летали по небу как в диких пре-
риях, а стены старого Крем ля таранили планирую щ ие крыш и),
без
особых художественных изысков сурово транслировал мистическую
идею мести неукротимой и таинственной Природы городу-токсико-
ману. Честно говоря, это пророчество не прибавило мне адреналина.
Зато в клубе ОГИ, где было продолжение вечеринки и выставки, ка-
кая-то видеоинсталяция на простыне и “рисунки на полях рукой ге-
ния”, гости весело отплясывали и сосредоточенно выпивали. Царил
шизофренический бред московской ту Twenty-two points, plus triple-
word—score, plus fifty points for using all my letters. Game's over. I’m
outta Иеге.совки.