аттракцион
с
пвнмвгти
Наконец это все закончилось. Я снова, нежась в постельке до по-
лудня, слушаю музыку, болтаю сквозь сон по телефону и потом весь
день тупо смотрю телевизор. Деградация моей личности не вызы-
вает у меня никаких угрызений совести. До состояния солнечного
дебилизма я дошла в результате чрезмерно насыщенной художест-
венной программы. Устроители Арт Москвы и Фотобиеннале, объе-
динив усилия, сработали на поражение зрителя. В погоне за зрели-
щами и впечатлениями я не думала о последствиях. Когда индуст-
рия развлечений предлагает тебе сильные ощущения типа Дис-
нейлэнда, американских горок, комнаты ужасов и чертова колеса,
то выбирать глупо. Правильно очертя голову кинуться сразу на все
аттракционы и еще закусить гамбургером. Потом ты сможешь из-
влечь из этой каши какое-нибудь понравившееся впечатление. Это
лучшее, что с тобой может случиться.
Ярмарка «Арт Москва 2000» подкупила меня своим профессиона-
лизмом. Каждое утро я как на работу ходила на конференции и кол-
локвиумы созерцать признанных мировым сообществом деятелей
современного искусства. Редактор стокгольмского журнала «N11»
Джон Питер Нильссон оказался возвышенным идеалистом. Бель-
гийский куратор Барта де Бара - очень высокий и подвижный чело-
век в спортивных брюках - рассказывал о своих социальных проек-
тах. Совершенно белая и невероятно спокойная Нина Фолькерсма
из журнала «МЕТЯОРОЫБ М» демонстрировала скучный амстер-
дамский видеоарт. Местные журналисты и художники задавали им
вопросы, рассеянно пили кофе, перемешивая русскую и английскую
речь, навещали галеристов, сидевших на своих стендах как в скво-
речниках. За пять дней тусовки я встретила английскую принцессу,
господина Церетели, а также добрую половину своих знакомых и
.несколько заклятых врагов, которые в рамках истеблишмента со-
блюдали нейтралитет. В перерывах между этими встречами я ино-
гда заходила в галерейные отсеки и знакомилась с галерейными
[стратегиями
(все представленные м осковским и галеристами про-
изведения искусства
я
уже видела в течение года].
Самую ради-
кальную стратегию выставил Государственный центр современного
искусства в виде выключенного монитора от компьютера. Самые
красивые работы оказались в Айдан галерее и у кельнской галереи
Рудольфа Илькена, привезшего фотографии Мэплторпа, Хельмута
Ньютона и прекрасные серебряные украшения с надписями типа
«fuck, still, kill». В Риджине суровые дяди в дорогих костюмах при-
сматривались к фотографиям детского порно, выполненного в сти-
ле советской эстетики. Несколько западных и провинциальных рус-
ских галерей вносили разнообразие в знакомые декорации.
Шатаясь по лабиринтам Центрального дома художников, пока ве-
шали последние картины в галереях, я обнаружила пару монумен-
тальных экспозиций. Британский Совет всесторонне демонстриро-
вал традиционный английский пейзаж «Landscape». Молодые анг-
лийские художники используют ультрасовременные технологии пе-
чати и новейшие материалы в своих работах. Перед вернисажем я
сьела какие-то таблетки от простуды и меня странно качало. Ту-
манные английские пейзажи стали моим спасением. Я бродила по
прохладному залу со скульптурой земли с кактусами, блестящей,
как капот вольво, среди напечатанных на алюминиевой основе фо-
тографий. Берлинский выставочный зал INIT представлял подборку
немецкого искусства, состоявшую в основном из разного рода хла-
ма и мусора. Русская ментальность сосредоточилась в третьей, не
менее масштабной «некоммерческой части», решенной в стиле
коммунального группового секса. «Любовники тети Клавы» принес-
ли кто что мог для идеального
(хотя и собирательного, а не реаль-
ного]
образа своей общей возлюбленной.
Одна моя знакомая со стенда, удивляясь наплыву посетителей, ска-
зала, что в такую жару она никогда бы не пошла смотреть какие-то
картины. На мой взгляд, прогулка по ярмарке ничуть не хуже про-
гулки по парку культуры и отдыха. К тому же, расположившись ря-
дышком, они вполне дополняют друг друга.
предыдущая страница 63 ПТЮЧ 2000 07 читать онлайн следующая страница 65 ПТЮЧ 2000 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст