■ Долгое время Россия считалась самой читающей страной. А отечественная мебельная промыш-
ленность хорошо подпитывалась книгоманами. Полки для книг нужны были в каждом доме. Почти.
Ни в одной стране мира я не видел такого скопления книг, как в наших домах. Уродливые квартир-
ки с низкими потолками, где коридоры забиты книгами аж от пола. В детстве я ходил в гости к од-
ной богатой женщине. Книг в просторной квартире имелась уйма. И все они были расставлены по
цветам. Красная полочка, зеленая, синяя.
.. И так двадцать полок. Когда пришлось жить в Германии,
долго не мог привыкнуть. Чего-то не хватало. Книг. Оказывается, книжные корешки стали для меня
привычным элементом дизайна. Излучающим тепло, надежность, уют. Европейские интеллектуалы
удивленно пожимают плечами. Им чужда наша книжная гигантомания. Странное коллекционирова-
ние. Зачем, когда рядом есть первоклассные библиотеки, компьютеры? Под рукой должно быть
только самое необходимое. Для нас книга - нечто более. Как поставили собрание сочинений Турге-
нева в 20-ти томах, так оно и должно стоять, хоть умри. Потому что Пушкин - это наше все. И зани-
маясь обзором книг, покупая новинки на русском языке, о которых слышал так много, разочаровы-
ваешься. Это надо было прочесть в то время. Это имело смысл тогда. Развлекательный книжный
рынок у нас не сформирован. И журнал «Иностранная литература» со своими приложениями не
может охватить все. Единственный вариант - учить языки. Или переезжать в другие страны - если
хотите жить в ногу со временем. Я расскажу о книжных разочарованиях.
Нигериец
Амос Тутуола
просла-
вился «Моей жизнью в лесу духов»
и «Путешествием в Город Мерт-
вых». К «Моей жизни в лесу духов»
был придуман оригинальный саун-
дтрек, но главное, что эти книги по-
влияли на стиль 80-х годов. Имен-
но Тутуола сумел заразить Америку
африканскими духами, мистически-
ми переживаниями и наивным сти-
лем. Афиши нью-йоркских клубов
ощетинились именами музыкантов,
исполняющих ритуальную народную
музыку. В прагматичном, холодно-
ватом дизайне 80-х появились
элементы кича. Африка стала мод-
ной. Афроремонтом стали зани-
маться ведущие архитектурные сту-
дии. И вот,
«Путешествие в Город
Мертвых»
у нас в руках. Без осо-
бого полета, без скрежета. Она лег-
ко упадет в ваше сознание. И так же
легко выпадет. Если вы любите ку-
рить, сидеть на мягких подушках и
хихикать, то, возможно, вы почувст-
вуете что-то еще. Я, признаюсь, не
из таких. Ни музыка Дэвида Бирна,
ни наивный бред Тутуолы меня не
заводит. Представьте, что вы прочли
«Сто лет одиночества» сегодня. Пос-
ле Салмана Рушди и Харуки Мурака-
ми. И как?
Франсуаза Саган
- почти святая.
Почти русская мученица. Она все-
гда страдает и выпивает. Это наше-
му народу близко. После книжки
«Немного солнца в холодной воде»
ее имя стало нарицательным.
«Си-
няки на душе»
- звучит, по-моему,
не хуже. И хоть я не любитель жен-
ских слез, купил и положил на ка-
фель в туалете - подготовился к
чтению. На следующий день, встре-
тив в редакции сотрудницу, понял:
надо дочитать до конца. Она крича-
ла: «Прекрасная книга!» Ей можно
верить. Брат и сестра путешествуют
по Франции, в них влюбляются все,
в том числе и сама старушка Фран-
предыдущая страница 24 ПТЮЧ 2000 09 читать онлайн следующая страница 26 ПТЮЧ 2000 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст