*
► суаза. Понятно, что ничем хоро-
шим, кроме синяков на душе, дело
,
кончиться не может. Я помню вре-
мя, когда были в моде персонажи,
,
которые делали вид, что весь мир -
:
это строительный материал для их
собственного созерцания. Эфемер-
ная тонкость, сдобренная песнями
Питера Гэбриэла и Кейт Буш. Время
*
самой Франсуазы Саган. Теперь
оно, кажется, прошло. Закрыв пос-
,
леднюю страницу романа, я поду-
_______________________________
мал, почему, собственно говоря,
нельзя создавать такое качествен-
[
ное и коммерческое чтиво и у нас.
Как хочется почитать про теплое, а
не горячее. Про уютное, а не экст-
ремальное. Про настоящее, а не
*
выдуманное. Даже если это слиш-
ком сентиментально. Про богатых
,
теток, которые плачут не в замках
Нормандии с рваной или колотой
раной от Бешеного. А от простого
человеческого чувства. Хочется уз- ;
навать лица, реалии, собственное
время, в котором вынужден жить,
ходить в магазины и покупать
>
1
книжки.
,
Моя последняя покупка -
«История
будущего» Тимоти Лири
и
«Пси-
хология будущего» Роберта
Уилсона.
Когда мы только начина-
ли журнал Птюч, достаточно было
только назвать эти два имени, что-
]
бы все поняли - ты свой. Художники
)
и музыканты, критики и отдыхаю-
щие. Все были без ума. Я помню
.
слова одного музыканта: «Тимоти
Лири - это такой человек! Надо
прожить целую жизнь, и то его не
поймешь». И мы печатали отрывки
его автобиографии - шесть лет на-
зад. Теперь кажется, что на «Исто-
рию будущего» Лири достаточно
двух дней. Да и то, чтобы поржать.
Но по-доброму. Над безумным и
прекрасным человеком. Тронув-
шимся мечтателем, чья жизнь на-
много интереснее его произведе-
ний. Уилсон гораздо более трезвый
человек. И коммерческий. Почитав
его, понимаешь, что же, в конце
концов, повлияло на мозги музы-
кантов и продюсеров, придумавших
ритмичные электронные звуки. За-
падная поп-философия сильно от-
личается от русской, потому что на-
целена на человека. И на то, что
происходит у него в голове, в же-
лудке и в паховой области. Русские
современные философы больше
нацелены на Бога и общество. В
принципе, в Космосе соединяются
две традиции. И пусть оголтелая ве-
ра в человека раздражает, а тема-
тика их исследований кажется по-
шловатой, все же старики Уилсон и
Лири куда более приятны, чем пос-
ледователи русских космистов. Если
вы не прочли эти книги раньше, то не
переживайте. Их же не было. А чест-
ность всегда достойна уважения.
Один ученый славист говорил: «Ес-
ли вы не читали «Братьев Карама-
зовых» и «Человека без свойств»,
значит, с вами не о чем разговари-
вать». «А как же
Пинчон?»
- спра-
шивали умные студенты. «И Пинчо-
на тоже», - соглашался профессор.
В принципе слава к нему пришла
позже, чем к его современникам.
Когда интеллектуалы всех стран на-
чали кричать «постмодернизм», ув-
лекаться Гринуэем с Найманом, вот
тогда Пинчон и попал в обойму.
Когда-то люди настолько увлеклись
буквами и запятыми, что упустили
все остальное. Сейчас кажется, все
остальное затмило буквы и запятые.
Обычная реакция. Ответный удар. И
вряд ли Пинчон здесь поможет.
Только последняя книжка меня по-
настоящему порадовала. То есть, не
уверен, что получившая Букера в
1989 году книга не потеряла своей
привлекательности и свежести. По-
жалуй, после моды на Харуки Мура-
ками и Хагакурэ
(и благодаря пос-
леднему фильму Джармуша «Пес-
призрак. Путь самурая»)
любая
японская фамилия на обложке кни-
ги вызывает желание ее купить.
Меня не остановило, что японец
Кадзуо Исигуро
- английский пи-
сатель. И что ряд книжных обозре-
вателей, видимо, увлекшись словом
«английский», поставили диагноз -
занудный. Я не прогадал. Отличная
«самурайская» книга. Более захва-
тывающая, чем детектив. И уж точ-
но, чем детектив Акунина. Рекомен-
дую некоторым книжным обозрева-
телям еще раз обратить на нее вни-
мание, чтобы потратить остаток дня
на размышления. О достоинстве и
величии настоящего слуги.
:“ :"7
детали
книги
предыдущая страница 25 ПТЮЧ 2000 09 читать онлайн следующая страница 27 ПТЮЧ 2000 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст