■ Приятно возвращаться к раз-
меренному образу жизни после
авантюрных приключений летних
каникул. Улица Тверская, Сто-
лешников переулок, маленькие
магазинчики, кафе, новые бути-
ки, монотонно моросящий дождь,
старый Гум и прозрачный лифт в
Охотном ряду с идиотским зву-
ковым сопровождением: «Этаж
второй. Эпоха Ренессанса» пере-
полняют меня наивно-сентимен-
тальной радостью. Все повторя-
ется из года в год, изо дня в день.
Многолетние повторения мос-
ковскими критиками и куратора-
ми слов «современное искусст-
во» вырастили целый куст новых
художественных структур и орга-
низаций, которые принесли свои
первые скромные урожаи. Осен-
ние проекты всегда задают тон и
тему целому году. Вместо не-
санкционированных акций или
клумбы галерейных выставок
прошлых лет нынешняя осень
порадовала проектами государ-
ственного масштаба. Новый ху-
дожественный сезон открылся
очень официально. «Авто М оби-
ли» в Политехническом музее,
«Новое правительство» у Гель-
мана, «2356 км Искусство из
Дюссельдорфа в Москве», от-
крытая в Новом Манеже непо-
средственно обер-бургомистром
Москвы г-ном Лужковым, и «Се-
риалы» в ЦВЗ Манеж, где Госу-
дарственный центр современно-
го искусства устроил парад мос-
ковского актуального искусства.
Видимо в силу схожести моего
осеннего настроения с темой
выставки, я попала в какое-то
параллельное измерение и не-
сколько раз посещала Манеж.
Сначала, перепутав день верни-
сажа, я прекрасно провела время
в рабочей обстановке монтажа,
болтая с художниками и наслаж-
даясь видом фонтана у открыто-
го окна, больше похожего на ар-
ку. Внизу, в ожидании начала
учебного года, веселились те-
нейджеры, поливая друг друга
водой, а по залам деловито хо-
дил директор ГЦСИ в традицион-
ном синем халате учителя по
труду. Покоцанная рабочая пер-
чатка на пригласительном биле-
те как иронический привет тяже-
лого бремени повседневности и
засиженные мухами каллигра-
фические списки звезды русско-
го искусства Ильи Кабакова об-
рисовывали рамки выставки и
перспективу серых трудовых
дней. Однако различные виды
серийности вносили приятное
разнообразие. Комиксы про Чур-
ку и новых русских, про Бэтмена,
приобщившегося к клубной ноч-
ной жизни, собирали около себя
веселящуюся и тыкающую паль-
цами публику. Фотографическая
серия Владислава Мамыш ева-
Монро «Первая любовь» захва-
тывала сюжетно-кинематогра-
фической интригой в декорациях
петербургских парков и набе-
режных. Неотразимое диво Вла-
дислав Монро в драматическом
экстазе разорвал любовное
письмо и кинулся в Неву, как
принято у несчастно влюбленных.
Листы альбома с бессознатель-
ными детскими впечатлениями,
присущими бабушкам и дедуш-
кам, предназначены скорее для
перелистывания в уютном кресле
под абажуром.
Паша Пеперштейн в серийности
помогает старичкам поймать
главные детали их воспомина-
ний. Незначительные предметы,
быстрее всего превращающиеся
в хлам; зажимы, заколки, палоч-
ки для тостов - любимые герои
натюрмортов Нины Котел. Их
склонность к передвижению в
поле контроля художницы приоб-
ретает странные импрессиони-
стические тени, в которых возни-
кают герои звездных войн. Антон
Смирнский опять выставлял
свою комнату. Сохраняя лучшие
традиции голландского натюр-
морта 17 века, именуемого «об-
манкой», он разместил на полках
своих шкафчиков фотографии
корешков книг Ильи Пиганова и
десяток открыток Сережи Ануф-
риева с куриными яйцами. Вооб-
ще Антон очень заморочился и
описать его художественное
произведение можно только
ссылкой «продолжение в следу-
ющем номере». Тимур Новиков,
неутомимый пропагандист кра-
соты, множил потерянные в эпо-
ху деконструкции «Идеальные
образы» - юных и прекрасных,
как античные герои, пионеров и
трубачей. Через день выставка
была доступна для посещения
только следователям с Петровки
и милиции. Сериал не обошелся
без детективного сюжета: про-
изошла первая кража современ-
ного искусства в Москве. Похи-
титель, сразу став серийным, ос-
тановил свой выбор на четырех
картах таро от Елены Елагиной.
Информация, какие именно ар-
каны были похищены, держится в
тайне. В остальном же никаких
тайн уже нет. Постмодернизм в
возможностях интерпретации и
заимствований давно и безыс-
ходно соединил все сферы ис-
кусства паутиной серийности. И
при желании агенты Малдер и
Скалли везде найдут взаимо-
связь.
предыдущая страница 74 ПТЮЧ 2000 10 читать онлайн следующая страница 76 ПТЮЧ 2000 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст