настроение
люБить
искусство
■ На 38-м кинофестивале в Нью-Йорке, который ежегодно устраивает Линкольн-центр, можно было лить
слезы и над страданиями Бьорк, и над невыносимой красотой последнего фильма Энга Ли
Нынешний фестиваль пал жертвой слез. Но пал
как настоящий герой - не на колени, а с песнями
и плясками, как в «Танцующей в темноте» Парса
фон Трира, где Бьорк в мечтах живет в голливуд-
ском мюзикле, а в реальной жизни ее вешают за
убийство. Фон Трир снял мюзикловые вставки
сотней расставленных под разными углами циф-
ровых камер, что становится все более модным -
например, Джордж Лукас следующую серию
«Звездных войн» целиком будет снимать на
цифровое видео. Правда, Катрин Денев, которая
играет подругу героини Бьорк, странно воспри-
нимать в роли бедной рабочей - это то же самое,
как снимать киви в роли картошки. Цвет и раз-
мер похожи, но грязь не прилипает - морщины
на лице Денев явно не рабочего происхождения.
Один нью-йоркский критик назвал «Танцующую
в темноте» самым садистским фильмом, кото-
рый он когда-либо видел. Действительно, фон
Трир прописывает нам банальные истины как
лекарства, чтобы выплакаться. Сентименталь-
ность фильма настораживает тем, что фон Трир
точно знает, как заставить ползала рыдать. Дру-
гой половине - искушенной и циничной - как
всегда, везет, она сидит сухая. Бьорк как-то ска
зала в одном интервью: «Парса привлекает боль.
Он считает, что боль равняется истине и что быть
счастливым - значит врать. Я с этим не соглас-
на».
Боль равняется истине не только для фон Трира,
но и для Джексона Поллока. Фильм о его жизни
«Поллок» снял актер Эд Харрис, он же сыграл в
нем главную роль - художника, которого журнал
Life в 1949 году назвал «величайшим современ-
ным живописцем Америки». Поллок знаменит не
только своей техникой разбрызгивания краски,
но и тем, что как-то написал
(с ударением на «и»)
в камин Пегги Гуггенхайм на глазах у потрясен-
ных коллекционеров. Как и положено передовому
для своего времени художнику, жизнь Поллока
состояла из сомнений, амбиций и алкоголя, и
умер он, естественно, не своей смертью - в ав-
томобильной катастрофе.
Такеши Китано вместо кисти давно пользуется
пистолетом и краской одного цвета - красного.
Его новый фильм «Брат» - кровавая баня из тех,
в которых вы еще никогда не мылись. Вынужден-
ный променять Японию на Лос-Анджелес ганг-
стер Аники
(сам Китано)
перетасовывает одного
за другим королей местной мафии на тот свет с
той легкой ультра-жестокостью, в которую влюб-
ляешься с первого взгляда. Сюжет как таковой
отсутствует, зато есть «живопись в технике Пол-
лока» из мозгов, кишок, голов и отрезанных со
словами «а сейчас мы сделаем суши» пальцев.
Китано
(на фестивале его называли то самым
моральным из «преступников», то самым «пре-
ступным» из моралистов)
со своей ухмылкой по-
хож на человека, у которого по меньшей мере
жизней 150 и ему смерть не страшна, хотя и на-
ступает в фильме неминуемо.
Другой художник, правда, ныне живущий - Джу-
лиан Шнабель, которого вы можете помнить по
режиссерскому дебюту «Баския», - снял свой
второй фильм «Перед тем, как опустится ночь»
(Before Night Falls]
по одноименному автобиогра-
фическому роману кубинского диссидента Ри-
нальдо Аренаса, преследуемого режимом Кастро
за гомосексуальность
(его играет Хавьер Бар-
дем].
Если герои других фестивальных фильмов
убегают от реальности при помощи фантазии, то
Аренас убегает навстречу своим мечтам реально
- из тюрьмы, а потом и с Кубы в Америку. Не
найдя и там тот мир, который он ищет, Аренас
совершает последний побег - кончает жизнь са-
моубийством. Хотя все это звучит грустно, на са-
мом деле фильм скорее приключенческий, такой
граф Монте-Кристо времен холодной войны.
Джонни Депп играет трансвестита, тайком пере-
правляющего из тюрьмы рукописи Аренаса в
собственной заднице.
Фильм «Один и два»
(A One and a Two]
одного из
лидеров нового тайваньского кино Эдварда Яна
- трехчасовая сага об отношениях членов совре-
менной тайпейской семьи всех возрастов
(от 8
до 80)
со всеми важными событиями в жизни -
свадьбой, рождением, первой любовью, потерян-
ной любовью, попыткой самоубийства, убийст-
вом и похоронами, причем ни одно из этих собы-
тий не случается с одним и тем же персонажем.
Режиссер плавно перемешивает все истории, а
камера изобретательно показывает, как движе-
ния одних становятся ненужными жестами дру-
гих и слезы, снятые через окно, кажется, льются
прямо на улицу.
Самый красивый фильм фестиваля был снят не
художником Шнабелем и не о художнике
(«Пол-
лок»),
«Настроение любить»
(In the Mood for Love)
снят знаменитым гонконгцем Вон Кар-ваем и
рассказывает историю о том, как Тони Леюн и
Мэгги Чеюн снимают смежные комнаты и вскоре
начинают понимать, что их супругов связывает
давний роман. Негодование и горечь сближают
их, но постепенно ими самими овладевает «на-
строение любить».
Азиатское кино побеждает не только на евро-
пейских фестивалях, но и здесь, в Нью-Йорке.
Причем если большинство предыдущих фильмов
пытаются заставить нас поплакать, то слезы,
выступившие на моих глазах при просмотре пос-
леднего фильма Энга Ли, были от потрясения пе-
ред совершенством. «Преклоненный тигр, скры-
вшийся дракон»
(Crouching Tiger, Hidden Dragon)
- драма в традициях гонконгских боевиков, эпи-
ческая любовная история времен Древнего Ки-
тая, снятая в пустыне Гоби и бамбуковых лесах и
взявшая на вооружение высшее из китайских
искусств - тайно передаваемое из поколения в
поколение боевое искусство школы Дао. В сце-
нах поединков, поставленных Йюном Во-Пином,
который работал на «Матрице», актеры, в том
числе и звезды Чоу Юн-Фат и Мишель Йео, при
помощи проводов, позже стертых в процессе
компьютерной обработки, ловко прыгают со сте-
ны на стену и пикируют с 1 Э-метровой высоты,
й если большинство фильмов противопоставля-
ют реальность фантазии, в «Тигре» то, что ка-
жется фантастическим, на самом деле выглядит
как реальность просветленного сознания. Поле-
ты «Тигра» наяву, следуя мысли Дао, гармонично
и свободно соединяют человеческий мир с ми-
ром природы. В финальной сцене героиня пры-
гает с моста, и ее тело белкой-летягой парит над
горным водопадом, потому что его поддерживает
дракон внутри. Нам как бы говорят с экрана, что
чувства, как и движения, преодолевают силу
притяжения. А значит, и очередную из реально-
стей.
предыдущая страница 55 ПТЮЧ 2000 11 читать онлайн следующая страница 57 ПТЮЧ 2000 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст