■ Недавно меня спросили: «Если бы тебе дали место в музее и сказали: ‘Повесь здесь изображе-
ние предмета, который лучше всего олицетворяет наше время', что бы ты выбрал?» Я растерялся.
Действительно, можно ли определить какой-то промежуток времени одним предметом? Кто-то бы
назвал Интернет как символ 90-х, но, во-первых, Интернет - это не совсем предмет, а во-вторых,
он скорее изменил нашу жизнь в бытовом смысле, облегчив общение, но в смысле идей он дал не-
много - идеи по-прежнему производят люди, а не компьютеры. Это значит, что миром, как и двад-
цать лет назад, правят идеи. Новые идеи. А их в основном производят молодые люди, не обреме-
ненные давящим культурным прошлым.
Работая в журнале Птюч, особенно хорошо видно, как меняется соотношение «взрослой» культуры
и «молодежной». Когда несколько лет назад Тодд Солондз снял фильм «Счастье», в котором содер-
жатся сцены с мастурбацией и спермой, испуганные продюсеры отложили его прокат, потребовав
вырезать «неприличные» сцены. Буквально через несколько недель фильм «Кое-что о Мэри» бра-
тьев Фарелли, продюсеры которого были не так пугливы, легко собрал больше 150 млн долларов в
прокате именно из-за туалетного юмора и стал поворотным в понимании зрителями того, что мож-
но показывать, а что нет. За последние несколько лет то же самое произошло и с фильмами ужа-
сов, которые вдруг перестали быть малобюджетным ночным развлечением для фанатов. «Очень
страшное кино», пародирующее в основном суперхиты типа «Крика» и «Ведьмы из Блэр», зарабо-
тало не меньше «Кое-что о Мэри». Посмотрите на афиши последнего времени. «Дорожное приклю-
чение»
(на фото),
которое называют «Американским пирогом» этого года, «Ведьма из
Блэр 2», «Городские легенды 2» и так далее. Фильмы, которые раньше называли
«культовыми» или «субкультурными», потеснили из бокс-офисов мелодрамы и
боевики с суперзвездами - теперь не суперзвезды заманивают зрителей в залы, а
бодрая смесь секса с насилием, против которой уже все давно устали бороться.
Теперь это кажется таким привычным, будто так было всегда, и пути назад нет.
Помните, какой был шум в начале 90-х по поводу «потерянного поколения X», зве-
здных смертей от передозировки наркотиками и увлечения андерграундом? Американ-
ская пресса уже пару лет говорит о поколении Y нынешних 20-летних, бесцеремонно прагматичных
молодых людей с компьютерами, которые не размениваются на мелочи вроде неперспективной ра-
боты, потому что «это неинтересно». Они предпочитают работать на большие богатые компании,
зарабатывать кучу денег и при этом в виде хобби коллекционировать, скажем, мангу. Но есть одна
важная разница между прагматизмом'2000 и материальными ценностями 80-х. Это уже не тупое
«улыбайся и выгляди на миллион долларов». Это умный прагматизм и, если хотите, новая интелли-
гентность. 20-летние люди в Америке делают состояния на Интернете и нанимают на работу своих
родителей-неудачников. Как бы вы ни ненавидели Бритни Спирз, вы не можете не согласиться, что
стать одним из самых влиятельных людей в американском шоу-бизнесе в 18 лет - это достойно
уважения, независимо от того, что она поет.
То, что казалось для 90-х сакральным, модным, элитарным и таинственным, отменилось всего
лишь за пару лет. К черту богемность, гранжевую духовность и наркотический беспредел. Нынеш-
ним Y's не нужно доказывать, что хаус-музыка лучше Вудстока - они не знают, что такое Вудсток. А
Steppenwolf - всего лишь название приятной книжки. Fatboy Slim и Moby зарабатывают куда боль-
ше, чем Пол Маккартни и Принц, и это не приводит в изумление тех, кто провел свои детство и
юность под хаус-музыку. Иначе и быть не может.
Новые технологии не стали самоцелью. Это стимулятор убыстрения языка. С их помощью опти-
мально записывается музыка, и ты через день - обеспеченный клиент для светской хроники, посы-
лаешь свою фотку в нужное место - и через несколько дней показываешь новую одежду на подиу-
ме, разрабатываешь новые чертежи - и получаешь на свой e-mail предложения стать сотрудником
крупной компьютерной компании. Стало правилом хорошо себя вести, правильно пахнуть, зани-
маться своим здоровьем. В меру. А не для того, чтобы накачать необъятные мышцы. Интеллигент-
ность - новый стиль 2000. Плюс немного кальвинизма. Должно быть дорого. Но дороговизна не
бросается в глаза. Простой костюм, качественная однотонная рубашка, очки, журнал Wallpaper в
кожаном портфеле. Долой mac job - знаменитый термин для «иксеров» - неважно, какая работа -
главное, чтобы было немного денег и убитое время. Так думали они. Теперь работа - важнейшая
часть жизни, а подборка мебели и аксессуаров для офиса занимает не меньше времени и сил, чем
обстановка дома. После работы все занимаются хобби. Археологические путешествия, коллекцио-
нирование «манга», слушание эйсид-джазовых пластинок в баре. Неважно - что. Главное - поме-
нять круг общения, перейти в другое состояние, лишний раз подчеркнуть свою независимость.
2000-е и «игреки» прагматичны. Их отношение к деньгам предельно просто. Деньги - это удобно, о
них не надо думать или не думать. Они должны быть, это даже не обсуждается. Работа - это не
только способ зарабатывания денег, это метод проживания собственной жизни и иногда удоволь-
ствие. Никаких культов депрессий, лузерства и мрачной одежды. Никаких суперпраздников и сти-
муляторов. Простая жизнь со своими простыми прелестями. Очередная иллюзия - скажете вы. Да,
но, как всегда, чуть более честная, приземленная и реальная, чем предыдущая. Вы скажете - эта
история не наша, западная. Ошибаетесь. Через год вы станете ими.
5 лет назад локально, а теперь - массово
• Туалетный юмор в голливудских фильмах
• Элементы порно вошли в большое искусство
• Блокбастеры, снятые рунной камерой
• Napster - 19-летний парень Шон Фэннинг - смертельный враг звукозаписывающих компаний. В этом го-
ду благодаря ему слушатели перестали покупать новые пластинки, а просто стали скачивать их бесплатно
в Интернете, наплевав на авторские права. Один отвечает за целую революцию в шоу-бизнесе, который
благодаря ему никогда не будет прежним
• Ди-джеи с гонораром в десятки тысяч долларов
• Трансвеститы на русском телевидении
• Эзотерические поездки в страны Востока. Теперь это так же распространено, как 5 лет назад поездки в
Европу
предыдущая страница 46 ПТЮЧ 2000 12 читать онлайн следующая страница 48 ПТЮЧ 2000 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст